Выход в никуда

Правительство опубликовало долгожданный антикризисный план.

Программу, с помощью которой Россия должна не просто выжить в кризисе, но и выйти из него посвежевшей и полной сил. Как ершовский Иван из кипящего котла. Как Иона из чрева кита. Как… Впрочем, главный редактор «Финансовой газеты» Николай ВАРДУЛЬ внимательно прочитал программу и не нашел там ни Ивана, ни Ионы, ни даже кита, а только животный страх за сохранение своих постов. И невинное желание эти посты сохранить, потратив на это благое дело ресурсы всей страны. Да чего мелочиться, после нас даже потопа не будет.

Небывалый замах

Программу правительства имеет смысл анализировать только по одному критерию — насколько она адекватна кризису. Этим и займемся.

Кризис-то на дворе стоит небывалый за всю новейшую историю России. Не по прогнозам падения ВВП – бывало и хуже. Не по глубине ныряния цены нефти – бывало и ниже.

Во-первых, Россия в кризис погружается, а остальной мир из кризиса выходит. Во-вторых, кризису Россия противостоит в одиночку. Флагманы мировой экономики в лице развитых стран не только не помогают России выкарабкаться, наоборот, вниз сталкивают; нет у России и возможности опереться на международные кредитно-финансовые институты. Эти институты сами все и устроили.

Насколько специфике кризиса отвечает антикризисная программа? Ну, вообще-то, она тоже небывалая. Во всех предыдущих кризисах «программа» была одна: переждать, втянув голову в плечи, фазу низких цен на нефть, а дальше – хоть трава не расти. Сейчас у правительства есть настоящая антикризисная программа, это значит, что власть отдает себе отчет в том, что на этот раз быстро не пронесет, нужны огромные антикризисные усилия. Но тут и заканчиваются у меня хорошие слова. Отдавать-то она отдает, да кто ж у нее возьмет.

А ведь все начиналось с ЮКОСа

И последнее. Сейчас российские гособлигации получают «мусорный» рейтинг. Продолжится и снижение рейтингов российских компаний. Рейтинги международных рейтинговых агентств встроены в технологию принятия инвестиционных решений любых крупных инвесторов. Можно сколько угодно говорить о политической ангажированности снижения рейтингов. Но при этом они логичны: кто отважится инвестировать в страну, против которой действуют широкие санкции?

Любопытно задать вопрос: когда в последний раз у России был «мусорный» рейтинг?

Ответ может кого-то удивить — в 2004-2005 годах. С одной стороны, тогда мы этого практически не заметили, все исправили растущие цены на нефть. Но есть и другая сторона. Тогда рейтинговые агентства тоже упирали на политические риски, но это были внутриполитические риски, связанные, в том числе, с российской судебной системой. Такова была реакция на «дело ЮКОСа». Но именно с этого дела начала ударно формироваться новая российская экономическая модель, лицо и ядро которой составляли наступающие на рынок госкомпании.

В определенном смысле это было торжество политики над экономикой. Прошло 10 лет. Теперь верх над экономикой берет не только внутренняя, но и внешняя политика, и мы можем оценить, сколько стоит такое торжество.

 

Оставить комментарий