«Оно» выходит в прокат

 

Российские кинотеатры запускают в прокат фильм «Оно» режиссера Мускетти — сжатые в 2 часа «Очень странные дела» с рейтингом 18+

Самый конец 80-х, четверо мальчиков (Джейден Либерхер, Джек Грейзер, Уайатт Олефф и Финн Вулфхард, сыгравший в «Очень странных делах») – друзья не разлей вода, которых одноклассники называют неудачниками, а старшие (Николас Хэмилтон) задирают. Когда у предводителя банды Билла уходит пускать кораблик в дождь и так и не возвращается младший брат, на его поиски отправляется вся команда. Постепенно к ним примыкают девчонка с плохой репутацией (Софиа Лиллис), новенький в школе (Джереми Рэй Тейлор) и внук мясника (Чоузен Джейкобс). Во время поисков пропавшего мальчика они выясняют, что это лишь одно из многих исчезновений детей в городе – раз в 27 лет его накрывает волной ужасных событий, и со всем этим как-то связан клоун Пеннивайз (Билл Скарсгард).

Роман Стивена Кинга «Оно» стал культурным явлением не только благодаря слогу автора: до его экранизации 1990 года страшные клоуны в кино были преимущественно переодетыми маньяками, после него же стали инфернальной силой. И за 20 с лишним лет боязнь клоунов (или коулрофобия) едва ли пошла на убыль. Всплеск массовой истерии произошел в 2016 году, когда жители Великобритании и США повально жаловались, что их пугают люди на улицах в жутких клоунских масках.

Аргентинский режиссер Андрес Мускетти, в фильмографии которого до этого был лишь один полнометражная работа – ужастик «Мама» с Джессикой Честейн, получивший довольно высокие оценки критиков, – явно делал «Оно» с прицелом попасть в волну, которая вынесла на пик славы сериал Netflix «Очень странные дела». Из него «Оно» позаимствовало не только актера Вулфхарда, сменившего образ пай-мальчика на остряка и баламута, но и снятые так же прогулки на великах, облик монстра в одной из ипостасей, ностальгическое изображение 80-х и даже, кажется, фильтры цветокоррекции. Но связь между фильмом и сериалом еще запутаннее: режиссеры сериала братья Дафферы даже хотели поработать над этой экранизацией Кинга, но получили отказ.

Однако в главном оба проекта, а также кинговский исходник, вероятно, сходятся. «Оно» за всей мистикой — это рассказ о детстве с его наивностью, страхами и надеждами (несколько раз за фильм герои прямым текстом говорят: мы дети, у нас лето, мы должны отдыхать, а не бороться с инфернальным злом). Есть в фильме совершенно необязательная для сюжета, но тем более ценная сцена у озера, будто взятая из картин, ну, Терренса Малика, в которой детство показано как щемящая, дивная эпоха невинности, которая потом обернется мигом и пройдет.

 

Рейтинг 18+ «Оно» – а это совсем не детский фильм. В произведениях Кинга грань между ужасами сверхъестественными и человеческими часто едва различима, а все паранормальные явления могут трактоваться как чувство вины, детские комплексы, травматические отношения с родителями и прочие фрейдистские штуки (об этом был и другой фильм «Оно» по Кингу, да и само словечко «оно» у Фрейда было раньше, чем у Кинга). Мир людей не менее – и даже более – страшен, чем инфернальный: родители жестоки со своими детьми, которые, в свою очередь, вымещают зло на тех, кто еще младше. И сам демон, который питается не только филейными частями детей, но и их страхами – и каждому предстает в своем обличии, тоже конструкция психологическая.

 

 

Оставить комментарий