Искусство в «Квадрате»

 

Фильм «Квадрат», получивший «Золотую пальмовую ветвь», изображающий Европу наших дней, выходит в России.

В прокат выходит фильм «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда, получивший главный приз на последнем Каннском кинофестивале.

Куратор музея современного искусства в Стокгольме датчанин Кристиан готовит новую инсталляцию «Квадрат» — очерченное на городской площади пространство, внутри каждый должен помогать каждому. Но однажды по пути на работу у Кристиана крадут бумажник и телефон. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в неблагополучном районе, где находится гаджет, письмо с требованием вернуть его. После этого с Кристианом начинают происходить странные и неприятные вещи: его преследует нервная американская журналистка (прекрасная в таких ролях Элизабет Мосс), уборщик сметает часть арт-объекта как мусор, а пиар-отдел музея для пропаганды добра решает взорвать на вирусном видео маленькую белокурую девочку.

Надо признать: главную награду на Каннском фестивале не всегда дают лучшим картинам. Верно и то, что фильмы, получившие «Золотую пальмовую ветвь», смотреть не всегда просто. В случае с лентой Эстлунда невероятным образом неверно и первое, и второе – это действительно хорошее, прости Господи, остроактуальное и легкое для просмотра кино.

Разумеется, «Квадрат» — это пародия на современное европейское общество с его декларируемой толерантностью и всеобщим равенством, которые на деле оборачиваются полным безразличием и затаенной ксенофобией. Швеция – одна из самых развитых стран мира, в которой, кажется, уже построили что-то наподобие социализма – становится идеальным местом для фильма. Среди стерильной чистоты музеев современного искусства, в торговых центрах, на заправках человек – и не важно, что обеспеченный, со статусом и при машине «Тесла» — все также отчужден от остальных. Те смыслы, которые Кристиан и его коллеги производят — по сути те же товары H&M, завернутые маркетологами в высокие идеи.

Показывая абсурдность происходящего Эстлунд буквально выступает преемником своего соотечественника Роя Андерссона — правда, в его работах меньше метафор (и, чего уж там, долгих статичных планов) и больше социальной сатиры. В одной из лучших сцен фильма во время публичной дискуссии мужчина с синдромом Туретта оскорбляет вещающих на сцене, но они под его выкрики «Дура!» продолжают рассуждать про modern art.

«Квадрат» чуть затянут и как бы разбалансирован, но до Эстлунда в кино о музее современного искусства ситуацию в мире, где мобильный предстает одной из главных ценностей, еще никто не показывал.

 

 

Оставить комментарий