Зачем Миротворцы на Донбассе?

Россия и ФРГ собираются запустить процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, для чего хотят разместить на Донбассе миротворцев, которые должны будут охранять миссию ОБСЕ. Гражданская война на Украине постепенно перестает быть спойлером в российско-европейских отношениях.

Вооруженные миротворцы не прописаны в Минских соглашениях, однако идея об их размещении витала в воздухе все два года с момента их подписания. Проблема была лишь в том, что у всех сторон в переговорах – Украины, Запада, непризнанных республик и России были разные понимания мандата, состава и дислокации миротворческого контингента.

Сорвать Минск!

Так, официальный Киев выступал за размещение вооруженных миротворцев из «рукопожатных» стран. По расчетам Украины, они должны были осуществлять полицейские функции на Донбассе, причем по всей территории Донбасса (включая границу между ЛНР и ДНР с одной стороны, и Россией с другой).

Целью Киева, безусловно, было не установление режима прекращения огня и безопасности мирных жителей (для этого украинским властям достаточно было бы просто прекратить обстрелы). Нынешнее украинское правительство – это правительство войны, и в случае сворачивания конфликта на востоке оно рухнет под гнетом обострившихся внутренних противоречий. Киев продвигал идею миротворцев по нескольким причинам. Прежде всего, Украине важно было подорвать Минские соглашения. Там четко было указано, что ЛНР и ДНР сохраняют контроль за границей до тех пор, пока Украина не выполнит политические пункты соглашения.

 

Позиция Европы долгое время заключалась в отсутствии позиции. Политика ЕС в отношении украинского кризиса была неопределенной (по сути, продолжаясь по инерции), к тому же никто не хотел отправлять своих солдат под украинские снаряды. Однако сейчас отношение начало постепенно меняться. По целому комплексу причин (усталость от своего украинского голема, нежелание больше идти в фарватере авантюристичной вашингтонской политики на российском направлении, стремление заканчивать затратный конфликт) Европа, а точнее ее лидер – ФРГ, начала сближаться с Россией.

 

Поэтому Германия устами министра иностранных дел Зигмара Габриэля модифицировала свою позицию. Теперь снятие санкций начнется не после полного выполнения Минска, а в момент установления режима перемирия. Для чего, собственно, Путин выдвинул предложение о миротворцах, а Берлин его поддержал.

Украина оказалась шокирована российским предложением. Во-первых, потому, что ей не нужен мир и российско-европейская разрядка, а во-вторых, она сама собиралась поднимать вопрос о введении миротворцев (на своих условиях) исключительно для троллинга России. Не имея возможности отвергнуть российское предложение, Киев решил убить его поправками, потребовав отказаться от россиян в миротворческом контингенте, согласовывать его без участия ДНР и ЛНР, а также допустить миротворцев на всю территорию Донбасса (то есть на границу). Прекрасно понимая, что полностью игнорировать позицию Киева Западу и Кремлю не удастся, поскольку Украина должна дать согласие на размещение миротворцев, там чувствовали себя уверенно.

Однако, на первые два условия Кремль вполне может согласиться, а третье он обошел через контрпредложение. «С учетом высказанных Ангелой Меркель соображений, российский лидер отметил готовность дополнить предлагаемые в российском проекте резолюции Совета Безопасности функции упомянутой миссии ООН. Имеется в виду, что обеспечение охраны наблюдателей ОБСЕ ооновцами может осуществляться не только на линии соприкосновения после разведения сил и средств обеих сторон, но и в других местах, где СММ ОБСЕ проводит свои инспекционные поездки в соответствии с минским Комплексом мер», – говорится на сайте Кремля.

Зрада для Киева в том, что Минские соглашения прочерчивают для миротворцев четко оговоренные функции. Во-первых, обеспечение эффективного мониторинга и верификации режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр (ст. 3). Во-вторых, наблюдение за выводом всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины (ст. 10). И, наконец, в-третьих, наблюдение за местными выборами (ст.12). Тут нет, несмотря даже на «наблюдение за выводом вооруженных формирований», ни контроля границы, ни полицейских функций. И если Киев будет настаивать на них, то это уже пересмотр Минска, не устраивающий ни Россию, ни, формально, Германию, которая при этом неформально заинтересована в нахождении реального выхода из затянувшегося конфликта.

Оставить комментарий