Вячеслав Володин — возвращение публичного политика

Первый заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин

На встрече с лидерами прошедших в Госдуму седьмого созыва партий в резиденции Ново-Огарево Владимир Путин предложил депутатам поддержать на пост спикера кандидатуру первого заместителя главы администрации Президента Вячеслава Володина. Он сделал это предложение от лица также и премьер-министра, лидера партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева. Лидеры ЛДПР и КПРФ дали понять, что данную кандидатуру одобряют.

Вячеслав Володин — единственный из сегодняшних политиков самого высшего уровня, сделавший именно депутатскую карьеру, начав ее в 1990 году с места в Саратовском горсовете. Девять лет спустя он стал депутатом Госдумы от партии «Отчество — Вся Россия», шедшей на выборы как оппозиционная. Непосредственно перед этим у него не было какой-либо властной должности,  ранее он ушел с поста вице-губернатора, первого заместителя председателя правительства Саратовской области и переехал в Москву. В тот период он защитил еще одну диссертацию. Володин — доктор права (изучил госуправление в Академии госслужбы) и кандидат технических наук (по первой специальности).

Таким образом, в Думе все начиналось в общем-то с чистого листа, но правда уже не с простого депутатства, а с поста замруководителя думской фракции (ОВР). В то время Вячеслав Володин часто появлялся на экране телевизора, охотно давая комментарии и привлекая открытым, дружелюбным видом. Выглядел прирожденным публичным политиком даже на фоне тогдашних депутатов, частично еще «демократической волны». Вскоре произошло слияние ОВР с «Единством», появилась Единая Россия», и в следующей Думе Володин уже вице-спикер от фракции этой партии.

На первом, карьерном витке, областном, он побывал, как уже упоминалось, в исполнительной власти. Это повторилось и на федеральном уровне. Вслед за работой (с 2005 года) секретарем президиума генсовета ЕР, в 2010 году он становится главой аппарата Правительства. А в декабре 2011 — первым заместителем руководителя Администрации Президента (АП).

Эта должность предполагает кураторство парламента и избирательного процесса. И Вячеслав Володин, несомненно, архитектор новой Думы. В 2013 году были приняты законодательные поправки о возвращении в нее одномандатников, которые столь блестяще для власти сработали на прошедших в воскресенье выборах. В общем-то, в соответствии с прогнозами, хотя одновременно депутаты-одиночки считаются признаком наибольшей демократичности.

Избирательный процесс очень работоспособный профессиональный управленец Володин, по-видимому, хорошо чувствует. Он вообще не боится работать с «массой». Общероссийский Народный Фронт — его инициатива в период, когда выборы в Думу и в целом публичная политика шли к кризису декабря 2011 — января-февраля 2012 г. ОНФ сыграл, спланированно или ситуационно, роль запасного политического института в период временной и частичной дискредитации регулярной политической структуры, став организацией, выдвинувшей Владимира Путина в президенты на выборах 2012 года. Это движение сегодня является «главным общественным контролером», действующим от имени Президента в регионах.

Вячеслав Володин во главе Думы это очень естественный карьерный виток, обратно в публичную политику — теперь на самый верх представительной ветви власти. При всем весе АП и поста ее первого замглавы, это несомненное повышение. И кроме того, после многих лет аппаратной, хотя и политической работы у него явно есть, что и сказать, и сделать в публичной сфере.

Для чего нужен такой человек во главе Думы? Есть логика карьеры, логика властных перестановок, и с этой точки зрения такого вопроса даже не возникает. Но есть логика государственных решений, их планирования. В принципе, в качестве спикера Володин способен добиться принятия наиболее сложных в прохождении, даже при условии доминирования «Единой России» с ее 343 депутатскими местами (76,22%, абсолютное большинство) законов. Но нужны ли, или планируются ли сейчас такие законы? Пожалуй, кое-что назвать можно. Предыдущий спикер Сергей Нарышкин заявил после выборов о возможности пересмотра плоской шкалы налогов. Эта идея имеет принципиальных сторонников и противников. А основные дебаты, если дойдет до дела,  будут о распределении налоговой нагрузки по социальным стратам. А поскольку это касается буквально каждого избирателя, горячие дебаты будут непременно. Но пока это в качестве примера.

Что еще может Вячеслав Викторович совершенно точно, не надо и оказий ждать, это серьезно поднять реальное влияние парламента в его взаимоотношениях с правительством. Так, сейчас отрицательное заключение правительства на законопроект часто становится непреодолимым тормозом. Между тем, такие заключения часто отражают лишь мнение отдельных ведомств, обычно Минфина. При этом парламент такой институт, который вправе и даже обязан ставить под сомнение и мнение правительства. До сих пор это было редкой практикой. Теперь в оппонировании правительству, когда оно требуется, не нужно будет все время обращаться к помощи АП. Вообще, всякие конфликты будут скорее всего решаться быстрее и, возможно, резче.

При спикере Володине парламент явно приобретет куда больше веса как в текущем законодательном процессе, так и при принятии Закона о бюджете, и в бюджетном процессе в целом. Который у нас уже начался, хотя его нормативные сроки сейчас «поплыли» и четко не устанавливаются. Возможно, будут теперь устанавливаться.

Объединяя эти качества в одно целое, можно предположить, что от парламента можно ждать теперь более уверенной и самостоятельной законодательной инициативы. Она по прежнему будет согласована с высшими властными эшелонами или исходить из них, но Дума будет решительнее добиваться согласований противоречащих интересов, причем и внутри себя, и вовне, и брать на себя более серьезную функцию на этапе разработки или доработки законопроекта.

Эксперты говорят об усилении, в новом созыве, коммуникативной функции каждого депутата, укреплении его связи с округом. Тут безусловно скажется появление одномандатников, но также и общая тенденция, необходимость дебюрократизации контактов представителей власти и народа. В этом отношении работа Вячеслава Володина на посту спикера может, в том числе, повысить эффективность депутатских запросов, за которыми стоят общественные интересы.

Оставить комментарий