Война с супермаркетами в Европе

 

Брюссель уже много лет регистрирует жалобы фермеров на многочисленные злоупотребления торговых сетей. Проблема непростая. Европейские власти подошли к ее решению основательно и, как всегда, не спеша. Ситуацию осложняет еще и то обстоятельство, что полномочий против крупных супермаркетов типа британской сети Tesco или французского Carrefour у Еврокомиссии (ЕК) не так уж и много.

Главное требование фермеров в ЕК – разработка и принятие нового законодательства против несправедливых приемов, к которым нередко прибегают торговцы. Речь идет о задержках супермаркетами платежей, заведомо невыгодных для производителей контрактах и т. д.

До последнего времени ведомство Жана-Клода Юнкера старалось позиционировать себя беспристрастным арбитром и наблюдателем в жестком противоборстве между торговлей и производством продуктов. Лед тронулся в прошлую пятницу, когда еврокомиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган неожиданно атаковал супермаркеты. Выступая в Дублине, он заявил, что велел своим сотрудникам разработать законодательство для защиты фермеров от торговых сетей. После выступления еврокомиссара не оставалось никаких сомнений в том, что в этом вечном конфликте он на стороне производителей продуктов, пишет Politico.

 

«Легенду о том, что во всех проблемах фермеров виноваты ритейлеры, придумали сами фермеры»,- приводит Politico слова Нейла Макмиллана, директора EuroCommerce, организации, которая представляет интересы таких крупных сетей, как Carrefour, Tesco и Lidl. По его словам, 95% продуктов супермаркеты покупают не у фермеров, а у обработчиков. Из-за больших расходов на зарплаты, транспортировку и охлаждение продуктов маржа между торговыми сетями колеблется между 1 и 3%.

Для повышения закупочных цен, считает Нейл Макмиллан, фермеры должны создавать своим продуктам «добавочную стоимость», поставляя на местные рынки и потребителям то, что те хотят. Например, французские фермеры не в состоянии удовлетворить высокий спрос на органическую свинину и говядину. В результате у французских супермаркетов не остается иного выбора, кроме как закупать мясо в Германии.

 

В прошлом году ЕК создала независимую организацию Agricultural Markets Taskforce (AMT). Новый совещательный орган уже выдает рекомендации. Одна из них – задержки супермаркетов за поставленные продукты не должны превышать 30 дней. АМТ также настаивает на отказе от изменений в контрактах задним числом, от требований по списанию нереализованных продуктов, аннулирования сделок в последнюю минуту и т. д. Скорее всего, эти и другие рекомендации будут учтены в новом законодательстве. Они существенно ущемят в правах торговые сети. На кону стоят многие миллиарды евро. Это значит, что без боя ритейлеры не сдадутся.

 

Оставить комментарий