Россия – США: перекалибровка?

Беседуя с Томасом Фридманом из New York Times о переговорах в Вене,  Барак Обама удивил многих неожиданно миролюбивыми тоном по отношению к России, непривычным для него в последнее время.

«Россия помогла нам в переговорах с Ираном,- сказал президент Обама Фридману.- Буду откровенен с вами, поведение Путина и российского правительства в этом вопросе меня удивили. Мы бы не достигли этого соглашения без желания России сотрудничать с нами и другими членами шестерки».

Эти слова вполне можно считать осторожной похвалой в адрес Москвы, полагает National Interest (NI), хотя и добавляет, что переоценивать их тоже не стоит. Источником фундаментальных разногласий по-прежнему остается Украина. Достаточно сказать, что в июне администрации Обамы удалось уговорить европейские страны продлить действие санкций в отношении России до января 2016 года.

И все же изменения в риторике Барака Обамы, утверждает NI, позволяют говорить об изменении его установок в отношении России. После присоединения Крыма к России в марте 2014 года Америка действовала в одном направлении – пыталась изолировать РФ. Экономические санкции и дипломатические уколы типа исключения России из G-8 были объединены с агрессивной риторикой, целью которой было изобразить Россию государством изгоем, которое не в состоянии прилично вести себя на мировой арене.

Причем, временами риторика Обамы принимала личный оттенок. К примеру, год назад, в августе 2014 года Обама назвал Россию страной, которая «ничего не производит» и страдает от сокращения численности населения и недостатка миграции. Все три пункта не соответствуют действительности, но слова американского президента достигли цели: они рассердили Москву и порадовали критиков администрации в Конгрессе, которые требовали проводить более жесткую политику по отношению к России.

Сейчас, пишет NI, похоже, такая воинственная риторика уступает место более прагматичной и реалистичной политике по отношению к России, базирующейся на сотрудничестве в вопросах, которые представляют взаимный интерес. Во многом эта формула не нова. Можно вспомнить, что она лежала в основе программы «перезагрузки», направленной на улучшение отношений с Москвой после российско-грузинской войны 2008 года и напряженных отношений ее с Америкой во время второго президентского срока Джорджа Буша.

Новая политика перезагрузки или, как ее скорее всего будут называть – «перекалибровки», будет более узкой, потому что украинский кризис, по мнению NI, нельзя преодолеть простым нажатием кнопки.

К тому же, администрация Обамы постарается не привлекать особого внимания к изменениям в политике по отношению к России, потому что при первых признаках потепления отношений критики администрации в Конгрессе поднимут страшный шум.

И все же изменения происходят. Во-первых, в мае госсекретарь Керри ездил в Сочи. Это был его первый визит в Россию с момента начала кризиса на Украине. Во время встречи с Путиным Керри дал понять, что политика сотрудничества теперь потеснит политику изоляции. Эта же тенденция заметна и в нарастающем числе телефонных разговоров между лидерами двух стран. Впервые за четыре месяца Владимир Путин позвонил Бараку Обаме 25 июня, чтобы обсудить ход переговоров с Ираном и сотрудничество в борьбе с «Исламским государством». Затем Путин искренне поздравил Обаму с Днем независимости 4 июля. Совсем недавно президенты поздравили друг друга с подписанием соглашения по ядерной программе Ирана и пообещали активнее сотрудничать на Ближнем Востоке.

Где теперь возможно сотрудничество между США и Россией? Сирия и Украина уже давно являются, выражаясь шахматной терминологией, патовой ситуацией, но и там появляются новые возможности для поиска компромисса.

После четырех лет гражданской войны США отказались от попыток прямого устранения Башара Асада, против чего всегда и возражала Россия. В то же время Россия, считает NI, начала признавать слабость режима Асада и потенциальную возможность захвата Сирии джихадистами. На основе этих реалий возможно сотрудничество в Сирии.

Есть слабые подвижки, настраивающие на оптимизм, и на Украине. Достаточно вспомнить недавнее выступление Виктории Нуланд в Раде, в котором она, хотя никогда и не была другом Москвы, настаивала на принятии закона об особом статусе юго-востока. Ее официальную поддержку большей автономии Донецка и Луганска можно, пожалуй, рассматривать как перемены в украинской политике Белого дома.

Такие перемены, надеется NI, могут убедить Путина изменить политику в отношении конфликта на юго-востоке Украины. Подобный сценарий выглядит настолько убедительно и правдоподобно, что наиболее националистически настроенные украинцы начинают говорить о том, что Америка продает Украину Путину в обмен на помощь с Ираном.

Наверняка в будущем в американской политике по отношению к России будут шараханья, считает NI. Украина и Сирия остаются очень серьезными и глубокими проблемами, и никто не может дать гарантии, что дипломатическое сотрудничество выльется в достижение взаимовыгодного решения.

И все же сейчас, заключает National Interest, наступил момент, когда администрация Обамы после в основном неудачных попыток изолировать Россию наверняка попытается сотрудничать с ней в некоторых вопросах. Перекалибровка отношений между США и Россией может привести к более прагматичному подходу, который в свою очередь может дать результаты в интересах обеих стран.

 

Оставить комментарий