Порошенко не хочет делиться

Украинские активисты возмущены поправками о децентрализации, которые президент внес на рассмотрение Верховной Рады. Оппозиция в лице партнеров Петра Порошенко по коалиции ( «Радикалы» Ляшко, «Самопомощь» Андрея Садового и «Батькивщина» Юлии Тимошенко) сделала все для срыва процедуры принятия этих поправок.

«Люди, которые блокируют парламент и демонстрируют якобы нетрудоспособность украинского парламента, не дружат с головой. Договориться с ними не удалось», — резюмировал председатель фракции БПП Юрий Луценко. Однако в конечном итоге Верховная Рада 31 августа приняла поправки в первом чтении 256 голосами «за» — ситуацию спасли депутаты из «Оппозиционного блока», поддержавшие поправки. «Без него получалось всего 227 голосов (при необходимых 226) и тогда наверняка бы нашлось человек 5 у которых «карточка не сработала»», — поясняет Эксперт Online один киевский журналист. «Мы дали возможность президенту сохранить мировую антипутинскую коалицию, потому что никаких других союзников, кроме ЕС и США, никаких других рычагов мирового финансового давления на Россию еще не придумал никто», — оправдывает поправки Юрий Луценко.

В итоге противостояние из стен Верховной Рады выплеснулось на улицы. Противники уже назвали поправки «сдачей Украины Кремлю» и вывели людей на массовый митинг протеста возле Верховной Рады. Протест очень быстро превратился в побоище. В результате, по словам главы МВД Арсена Авакова, у стен Верховной Рады пострадало 122 человека, есть как минимум один погибший. В основном пострадавшие — это правоохранители, и министр уже возложил вину за кровопролитие на обделенного властью «майданного триумвира» — Олега Тягнибока — и грозит ему различными карами. Тягнибок же и его партия «Свобода» в ответ обвиняют власть в провокациях.

Пока бывшие соратники по Майдану обвиняют друг друга в предательстве, люди гибнут. И, как и в ситуации на Майдане, гибнут за мифы. Вопреки заявлениям «оппозиционеров по коалиции» о том, что этими поправками власть сдает Донбасс «путинским террористам», никакой сдачи реально не будет. Те поправки, которые были предложены Верховной Раде, являются по сути фикцией и не приведут к каким-то ответным уступкам со стороны ополченцев. В Донецке, Луганске и Москве не считают их элементом Минского соглашения — хотя бы потому, что эти поправки, вопреки обязательствам Порошенко, не согласовывались с ополченцами и предполагают закрепление за Донбассом особого статуса всего на несколько лет. «Изменения в Конституцию Украины должны включать в себя законодательное закрепление особого статуса Донбасса. А то, что происходит сейчас в Раде, мы не признаем, так как точно уверены, что предложенные Порошенко поправки являются лишь имитацией выполнения Минских договоренностей», — заявил представитель ДНР Денис Пушилин. В этом плане нынешние протесты на руку президенту — он может заявить ЕС, что украинский народ заплатил кровавую цену за эти поправки, и что на большее он пойти уже не может.

Сейчас документ пройдет первое чтение, к декабрю ожидается второе. Однако для  окончательного внесения изменений нужно не простое большинство, а конституционное — 300 голосов. Если учесть, что президенту со скандалами и обвинениями в подкупе удалось наскрести лишь 256 депутатов, найти еще 44 будет крайне проблематично. Поэтому представители президента не исключают, что ко второму чтению в декабре поправки могут быть отредактированы. Все будет зависеть от хода исполнения Минских соглашений (в далеком  от реальности украинском понимании этого документа, конечно же). «Если Путин и его террористы не сделают ни одного шага со своей стороны, то, возможно, будут изменения текста и с нашей стороны», — пояснил Юрий Луценко. По сути документ может быть максимально выхолощен, либо вообще снят с голосования под предлогом того, что ополченцы не исполняют какие-то из условий Минска.

Между тем, у конституционной эпопеи есть и иное, более системное измерение. Куда более серьезной и весомой претензией партнеров по коалиции к президенту являются те дополнительные полномочия, которые Порошенко получает «для борьбы с сепаратизмом» на местах. Именно поэтому поправки о децентрализации включают, например, введение института президентских префектов, которые имеют право приостанавливать непонравившиеся им решения местных властей. «Устанавливается двоевластие на местах, поскольку вводится два исполнительных органа: исполнительный орган, управляемый префектом, и исполнительный комитет, который будет возглавлять или председатель громады, или председатель разных уровней громады. Есть нюанс: префект, кроме исполнительных полномочий, будет иметь полномочия координатора и, образно говоря, прокурорский надзор. И исполнительная, и надзорная функции. Вы будете кого слушать? Того, кто управляет и карает, или того, кто только управляет, имея ответственность перед громадой?», — поясняет председатель парламентской фракции «Самопомощи» Олег Березюк.

Кроме того, партнеров по коалиции не устраивает право президента отправлять в отставку избранную местную власть и вводить в регионе прямое президентское правление. Украинских олигархов не устраивает такой подход, и поэтому представляющие их интересы в Верховной Раде депутаты оппонируют президенту. Конечно, не для того, чтобы его свергнуть — Порошенко пытаются просто опустить на землю и заставить его делиться властью. Однако протест может перейти в неконтролируемое русло.

 

Оставить комментарий