В начале ноября стало известно, что деятельность «Трансаэро» может быть возобновлена. Новость появилась накануне памятной даты — 5 ноября первой частной российской авиакомпании исполнилось бы 25 лет. Однако чуть больше года назад, 26 октября 2015 года, ее сертификат эксплуатанта был аннулирован.
В 2014 году «Трансаэро» перевезла 13,2 млн пассажиров, за девять месяцев 2015-го — 10,8 млн. По итогам 2014 года она являлась второй авиакомпанией в России
Ее доля в пассажирообороте на международных линиях составила 23%, на внутренних — 19%. Однако американское правило to big to fail (слишком большой, чтобы обанкротиться) не сработало.
Многие связывают достижения компании с организованным в 1991 году и возглавляемым матерью главного собственника «Трансаэро» Татьяной Анодиной Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), который до ноября 2015-го занимался сертификацией воздушных судов, авиакомпаний и аэропортов.
В 1994 году распоряжением правительства РФ для «Трансаэро» (наряду с «Аэрофлотом») была установлена индивидуальная льгота, освобождавшая от уплаты пошлин и налогов ввозимую в РФ технику сроком на пять лет, а в 1999-м срок действия льгот был продлен еще на пять лет.
Кроме того, при высоком среднем возрасте самолетов «Трансаэро» не испытывала сложности с получением сертификата эксплуатанта. И как утверждают СМИ, компания с легкостью получала самые лакомые маршруты. Желтая пресса связывает карьеру Анодиной с именем Евгения Примакова, а банкроство «Трансаэро», соответственно, с его смертью.
Интриги добавляет тот факт, что кредиторы много лет охотно списывают долги и поддерживают жизнь в некоторых крупных компаниях, которые без реструктуризации уже давно были бы банкротами. Так, «Мечелу», несмотря на серьезное списание долгов в 2009-м, потребовалась новая реструктуризация, которая шла перманентно в 2012-2015 годах и которой, возможно, дело не обойдется. Повторная реструктуризация долга в 2013-2014 годах потребовалась и «Русалу», хотя в ходе реструктуризации 2009-го ее налоговое бремя уменьшилось.
С «Трансаэро» же разговор был коротким.
Плюсы в минусе
В последние годы компания демонстрировала стабильный рост, но это касалось только натуральных показателей и выручки. За 2012-2014 годы пассажиропоток удвоился, а средний темп прироста выручки составлял 20%. Коэффициент занятости кресел в эти годы превышал показатели основных российских конкурентов. При этом финансовые показатели свидетельствовали о финансовой несостоятельности.
В частности, в 2013-2014 годах маржа чистой прибыли составила -12%. На конец 2014-го чистый оборотный капитал был отрицательным (составил -66,5 млрд руб.), и полная ликвидация оборотных активов позволила бы покрыть только 18% краткосрочных обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности составил 0,07, иными словами, только 7% краткосрочных обязательств могли быть удовлетворены мгновенно путем реализации наиболее ликвидных активов.
На конец 2014 года соотношение заемного и собственного капитала составило 3,2, а показатель чистый долг/EBITDA превысил в 2014-м 20, то есть при стабильном уровне EBITDA компании потребовалось бы 20 лет, чтобы погасить все долги, но это при условии, что она не будет их обслуживать — платить проценты, а также не будет делать отчисления в амортизационный фонд и покупать новые самолеты взамен выбывших. А значит, долг компании достиг такого размера, что без резкого (кратного) роста бизнеса погашение его невозможно, а резкий рост невозможен без новых долгов.
Хроника пикирующей компании
В мае 2015 года в СМИ началось активное обсуждение финансового состояния «Трансаэро». Помимо кризиса в отрасли одним из катализаторов стал пересмотр отчетности компании за 2012-2014 годы в сторону увеличения чистого убытка, другим — неплатежи по долгам банкам, хотя в декабре 2014-го «Трансаэро» получила государственную поддержку.
В августе 2015-го «Трансаэро» обратилась в Минтранс с просьбой о содействии в продлении ковенантных каникул отказавшими в реструктуризации долгов банками, в частности Сбербанком, ВТБ и Всероссийским банком развития регионов. По решению кредитного комитета Сбербанка ковенантные каникулы по кредитным соглашениям для «Трансаэро» были продлены до 1 октября.
1 сентября 2015 года появилась информация о готовящейся сделке по приобретению «Аэрофлотом» 75% плюс одной акции «Трансаэро» по символической цене один рубль, которую планировалось завершить до конца сентября. Эта сделка подразумевала реструктуризацию «Трансаэро» и ее операционную интеграцию в «Аэрофолот». Сторонам удалось заручиться предварительным одобрением ФАС. Банки-кредиторы, ранее отказывавшиеся списывать долги «Трансаэро», выразили готовность договариваться об этом с «Аэрофлотом». 7 сентября «Трансаэро» перешла под его операционное управление.
«Аэрофлот» должен был приступить к обслуживанию долга «Трансаэро» после согласования плана реструктуризации банками. После обнародования планов поглощения Fitch понизил долгосрочные рейтинги «Аэрофлота».
Однако требуемый пакет акций «Трансаэро» к установленному сроку собран не был. 1 октября стало известно, что «Аэрофлот» отказался от приобретения «Трансаэро», вместо этого взяв на себя обязательства перед ее пассажирами, для выполнения которых была обещана правительственная субсидия, и обязательства по частичному смягчению негативных социальных последствий для ее работников.
Также было объявлено о решении в пользу проведения процедуры банкротства «Трансаэро», принятом на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева с участием «Аэрофлота», кредиторов и лизингодателей «Трансаэро». В течение следующего месяца последовали сообщения о намерении подать заявление о банкротстве «Трансаэро» от Альфа-банка, Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка.
20 октября о готовности выкупить 51% авиакомпании заявил Владислав Филев, совладелец компании «S7», однако эта сделка также распалась, так как, согласно официальной версии, владельцам «Трансаэро» не удалось высвободить из-под залогов 51% ее акций.
Тогда же, 20 октября, Росавиация закончила проверку «Трансаэро», подписав акт, в котором сообщалось, что дальнейшая деятельность компании невозможна, а 26 октября был аннулирован ее сертификат эксплуатанта. В этот день авиакомпания остановила полеты и сообщила о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом.