Мобилизация свободных

В среднем по одной копейке в минуту терял российский рубль во время Послания президента Федеральному собранию. Валютный курс сегодня вновь стал барометром экономического и политического самочувствия страны, и на речь Владимира Путина он реагировал неожиданно нервно: затаился в первые десять минут геополитической тематики, резко взлетел на словах о санкциях, несколько просел на фоне реформаторской экономической части и равнодушно воспринял социальную концовку.

Впрочем, российский президент, кажется, ориентируется по другому графику — гораздо более долгосрочному и не принимающему во внимание колебания текущей политической и экономической конъюнктуры. К тому же при нынешней поддержке населения (даже после падения в середине осени электоральный рейтинг Путина составляет фантастические 82%) и в условиях жесткого внешнего давления рассчитывать на резкие изменения политики вряд ли стоило.

Такая подчеркнутая дистанция послания от «горячей», прежде всего экономической, тематики вызвала шквал критики: на противоположных политических флангах от Путина ждали более жесткого, более определенного, более революционного, что ли, выступления. Обстановка ведь что снаружи, что внутри страны в самом деле напряженная, казалось, вот он, подходящий момент «крутануть штурвал». Путин, однако, оказался верен своему стилю и радикальным переменам предпочел стратегию конкретных дел. Возможно, нынешним моментом и в самом деле можно было воспользоваться более эффектно, но в любом случае не стоит забывать, что за спиной у Путина пятнадцатилетний опыт вытаскивания страны из передряг не хуже нынешней, о чем он, кстати, периодически напоминает в публичных выступлениях. Вот и в этом послании глава государства заметил: в глобальном рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной, средняя продолжительность жизни превысила 71 год, а численность населения вместе с Крымом и Севастополем составила 146 млн человек, на 8 млн больше соответствующего прогноза ООН. Конечно, нам всем хочется еще больших, заметных перемен к лучшему, однако, во-первых, не слишком ли мы недооцениваем полученные результаты, а во-вторых, не переоцениваем ли возможности методами управления ускорить процесс политического и социально-экономического развития?

Например, по оценке академика Виктора Полтеровича, сегодня реальные доходы россиян составляют 35–40% уровня передовых развитых стран, и это фактически исторический потолок, в который страна (будь то Российская империя или СССР) периодически упиралась на пиках своего развития. То есть если рассматривать достигнутые Россией результаты не абстрактно (с точки зрения того, чего бы нам хотелось или чего бы мы, как кажется, легко могли бы достичь при более умелом руководстве), а делать это реалистически (исходя из масштабов проблем и вызовов, с которыми сталкивалась и сталкивается страна), то мы увидим, что достигли немалого. Причем в отличие от предыдущих периодов сделали это без какого бы то ни было перенапряжения — и при беспрецедентном по историческим меркам уровне политических и гражданских свобод, между прочим. Разговоры о простых решениях сложных проблем и следующем за ними прорывом к процветанию дважды в ХХ веке приводили нашу страну к масштабным катастрофам — хотя бы уже поэтому стоит проявлять осторожность. И тем более надо делать это, когда, несмотря на тяжелейшие постсоветские времена, страна показала рост важнейших жизненных параметров, а значит, и сегодня необходимость смены парадигмы развития как минимум можно поставить под сомнение: не стоит переоценивать влияние управленческих решений на естественный ход истории.

Купировать панику на рынках, успокоить электорат, обозначить направления преобразований — вот основные задачи Послания-2014.

Ключевой тезис речи — понятие свободы, которое фиксируется в наборе базовых национальных ценностей наравне с «патриотизмом, уважением к истории, традициям, культуре своей страны». «Главное сейчас — дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России» — пожалуй, главный идеологический и мобилизационный посыл Путина, который он обрамил цитатой из философа Ивана Ильина: «Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России, ее международной независимости и самостоятельности; свободы для России — как единства русской и всех других национальных культур; и наконец — свободы для русских людей, свободы для всех нас: свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».

Призыв к гражданской инициативе, расширение свобод для предпринимателей, создание облегченных условий для малого и среднего бизнеса — своевременная реакция государства на фоне попыток изоляции России и санкционного давления. Формула выхода из кризиса — укрепление национального суверенитета и свобода созидания для граждан. И помимо этой декларации в экономической части Владимир Путин выдвинул весьма реформаторские предложения.

 

 

Пряники для бизнеса

 

Экономические новации президента переполненный Георгиевский зал Кремля слушал практически в гробовой тишине. Сказались нервные ожидания: предсказывали то резкий охранительный поворот с застегиванием страны на все пуговицы, то радикальную либерализацию всей системы. «Ожидания были, что президент выйдет с такой огромной таблеткой от всех экономических бед, всем эту таблетку покажет и все на этом закончится. Но в реальной жизни так не бывает. Логически это послание абсолютно безупречно для нынешней ситуации», — отметил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Владимир Путин не предложил «новую экономическую политику», подтвердив верность умеренно правому консервативному курсу. Однако инициативы получились весьма либеральными и по тональности были созвучны стилистике первого срока правления Путина или президентства Дмитрия Медведева.

Бизнес получит экономическую «вольницу» и серьезный импульс для развития. На четыре года зафиксируются действующие налоговые правила. Малым предприятиям, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Льготы также получат производства, начинающиеся с нуля. Предпринимателей избавят от навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка станет публичной — для этого запустят специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью посетил компанию и какие результаты получены. Для малого бизнеса и здесь заготовлен отдельный бонус: если предприятие в течение трех лет не имело существенных нареканий, то на следующие три года оно будет избавлено от планового надзора. Для малых и средних компаний также расширят доступ к госзакупкам. То есть все очень конкретно и полезно.

Президент также предложил провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию: «Рассчитываю, что после известных кипрских событий, нынешней санкционной кампании наш бизнес наконец понял, что за рубежом его интересы ни во что не ставят, а то и вовсе могут ободрать как липку. И что лучшая гарантия — это национальная юрисдикция, даже при всех ее проблемах».

Среди других интересных инициатив — акцентированная поддержка регионов в вопросе создания индустриальных парков, распространение режима территорий с опережающим развитием (ТОР) на новые проекты в ряде моногородов (то есть льготы по аренде, налогообложению, таможенной политике, приоритетное подключение к инфраструктуре и т. д.), статус свободного порта для Владивостока, конкурентное развитие Северного морского пути, создание центра кредитно-страховой поддержки экспорта.

То есть суть экономической стратегии Путина можно описать примерно так: поскольку внутренних возможностей организовать быстрый рост экономики по всему фронту нет и внешняя среда этому также не способствует, то необходимо облегчать условия работы для предпринимателей и концентрировать усилия и ресурсы на отдельных направлениях роста.

В частности, Путин призвал повысить эффективность программ импортозамещения, которые должны работать на создание массового слоя производственных компаний, конкурентных на мировых рынках: «В России уже есть такие компании. Они демонстрируют высокую эффективность, имеют экспортный потенциал, причем очень хороший потенциал. Но при этом сталкиваются с нехваткой капитала, технологий, кадров, оборудования. Нужно максимально снять все эти ограничения. Создать для таких компаний настоящий инвестиционный лифт, чтобы они пошли в рост, в разы повысили свою капитализацию и объемы производства, закрепились на внешних рынках». Работать над этой задачей будет Агентство стратегических инициатив совместно с ВЭБом, РФПИ и другими институтами развития.

Где взять деньги? — а это, несомненно, одна из ключевых проблем сегодняшней российской экономики. «Огромный резерв для экономики лежит буквально на поверхности», — признает президент. Необходимо усилить контроль за бюджетными расходами, особенно в тех отраслях, где раньше финансов особо не жалели: гособоронзаказ, госзакупки и стройки за казенный счет. Прижмут и госкомпании — для них создадут единые расчетные центры, которые обеспечат прозрачность и оптимизацию денежных потоков; будут внедрены ключевые показатели эффективности, в том числе требование ежегодно снижать операционные издержки не менее чем на два-три процента.

Что касается дополнительных вливаний в экономику, то, по мнению Путина, Россия обладает значительными средствами, прежде всего в сфере внутренних сбережений. К 2018 году предлагается довести годовой уровень инвестиций до 25% ВВП: «Сколько мы сберегаем, столько и должны инвестировать. Наши сбережения должны работать на национальную экономику, идти на развитие, а не способствовать вывозу капитала. Для этого необходимо значительно повысить устойчивость банковской системы, а также снизить зависимость национального финансового рынка от внешних рисков».

Президент предлагает за счет резервов, прежде всего Фонда национального благосостояния, докапитализировать ведущие отечественные банки, чтобы те направили средства на кредитование наиболее значимых проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке. Кроме того, банки должны будут обеспечить внедрение механизмов проектного финансирования.

Владимир Путин обозначил и статистические цели: в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых, производительность труда должна расти не менее чем на 5% в год. Среднесрочную инфляцию необходимо снизить до 4%. Но «не за счет подавления деловой активности, надо наконец научиться гармонично совмещать две цели — сдерживание инфляции и стимулирование роста».

 

Кто исполнит и профинансирует

 

В целом новации Владимира Путина в этой части можно считать достаточно осторожными, а его оценку перспектив отечественной экономики умеренно оптимистичной. Скажем, задача обогнать среднемировые темпы роста, которые сегодня составляют около 3%, для России, балансирующей на грани рецессии, только кажутся амбициозными. На деле стране необходимо расти на 7% в год, ну хотя бы больше 5%, — только такие темпы роста оставляют стране надежду на то, чтобы не затеряться в скором будущем среди гигантов мировой экономки из числа и развитых, и развивающихся стран. Путин любит вспоминать, как в начале 2000-х эксперты смеялись над его задачей удвоения ВВП, а ведь в итоге этой цели практически удалось достичь. Почему же сегодня куда более богатая и модернизированная страна, имеющая по-прежнему не насыщенные рынки и массу сравнительно слабых отраслей, должна мириться с меньшими темпами?

По-прежнему не формулируется задача насыщения экономики ликвидностью. Для целей развития доминирует логика снятия избыточного контроля и надзора с бизнеса, ликвидация судебного произвола и таможенных барьеров (на чем и заострил внимание президент). В то же время куда более мощный импульс предприниматели могли бы получить, имея доступ к дешевым заемным средствам отечественных банков на фоне блокированных западных кредитов. Об этом Владимир Путин вновь не обмолвился. Хотя и заметил, что власть в состоянии навести порядок в банковском секторе, призвав разобраться со спекулянтами на валютном рынке: «Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами». Вызывает недоумение, чем же занимался Центробанк всю осень при наличии таких тузов в кармане?

Не стал президент критиковать и правительство. К слову, объявления об отставке кабинета Дмитрия Медведева ждали и в этом послании, а по его итогам оппозиционные лидеры думских партий выражали сомнение в том, что правительство сможет выполнить и новые президентские наказы. Однако, по всей видимости, Кремль приберег отставку кабинета на самый крайний случай.

В то же время очевидно, что все большую роль в российской политике начинают играть общественные движения и экспертные сообщества. В отличие от предыдущих лет Владимир Путин ничего не говорил о партийной системе и работе законодателей, зато активно вовлекает в управленческие процессы НКО, АСИ, РФПИ, ВЭБ, ОНФ и общественные палаты. Это вовсе не приговор традиционным госинститутам, а скорее попытка искать новые решения, подключая различные слои общества и народную инициативу. Тот же «Народный фронт» очевидно стал мощным экспертным фундаментом для президента, наладил для него прямую связь с населением, позволил видеть и решать проблемы через головы чиновников. Предложения и наработки «фронтовиков» ложатся в тексты законов, приказов, приводят к увольнениям и отказам от необдуманного реформирования.

Интересно, что на заре первого путинского президентского срока, в 2000-м, ему предложили опереться на широкие слои населения с помощью механизма «Гражданского форума», но, как говорят, президент тогда сделал ставку на элиты. И лишь спустя десятилетие, консолидировав и расчистив верхушку, вновь начал искать персональную обратную связь с народом. Этот тренд легко проследить даже по текстам президентских посланий, главным адресатом которых в конце 2000-х стали граждане России, сменив в этом качестве политическую и бизнес-элиту.

 

 

Русская суверенная нация

 

Внешнеполитическая риторика Владимира Путина, с которой он начал послание, была способна удивить разве что людей, которые не следят за выступлениями президента, или отечественных оппозиционеров на пару с англосаксонскими СМИ, которые сознательно педалируют тему конфликта с Западом. Все основные тезисы Путин уже неоднократно высказывал в этом году, и повторил — ясно, лаконично, твердо.

Россия уважает международное право, но правила игры должны быть едины для всех, в противном случае возрастают риски для мировой безопасности: «Если для ряда европейских стран национальная гордость — давно забытое понятие, а суверенитет — слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие ее существования».

Санкции в отношении Москвы «не просто нервная реакция». Если бы не было украинского конфликта, «придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на нее, а еще лучше — использовать в своих интересах». Путин позволил себе высказаться еще жестче, напомнив о временах, когда, несмотря на беспрецедентную открытость России, некоторые партнеры активно поддерживали чеченских сепаратистов и при удобном случае «нас с удовольствием пустили бы по югославскому сценарию распада и расчленения». Тем не менее Кремль по-прежнему готов сотрудничать и с Западом, и с Востоком, не будет участвовать в гонке вооружений и необоснованно расширять свои санкции: «Мы сами никогда не пойдем по пути самоизоляции, ксенофобии, подозрительности, поиска врагов».

Вспомнив об историческом воссоединении Крыма и Севастополя с Россией («Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества»), президент подчеркнул особую сакральность этой земли для русского человека. В древнем Херсонесе князь Владимир принял крещение, а затем крестил всю Русь: «…Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».

В этой части послания появилась новая для Владимира Путина формулировка понятия русской нации — «многоликой, но монолитной», что стоит трактовать как постепенное нащупывание тематики национальной идентичности и ее популяризацию в широких массах. Ведь поиск самоидентификации начался не сегодня и вообще задолго до событий «крымской весны». Скажем, слово «русский» впервые пробилось в президентские послания в середине 2000-х, да и то в цитате из того же Ивана Ильина, а сегодня уже прочно закрепилось в официальной риторике.

Однако куда интереснее прозвучала историческая доктрина Путина в отношении зарождения русской нации, которая, по его словам, возникла еще в X веке, при Владимире Святом. Таким образом, президент попытался не только сформулировать государственный подход к «русскому вопросу», но и обозначил глубокую социокультурную преемственность современных жителей России с предками, разбив многолетние дискуссии о том, что наши корни утеряны еще в Советском Союзе, а задачу формирования нации лишь предстоит решить в ближайшем светлом будущем.

 

Реформа без оценки

 

Потрафив национал-патриотам и либералам с предпринимателями, Владимир Путин не оставил без внимания и свой ядерный электорат. Социальная часть Послания, впрочем, не поразила радикальными новациями, но прозвучала традиционно успокоительно. Самая острая проблематика – скажем, в вопросах неоднозначных реформ образования и медицины – осталась за кадром.

В системе здравоохранения в течение следующего года необходимо завершить переход к страховым принципам и сформировать централизованную систему госконтроля за качеством работы медицинских организаций, заявил президент. И добавил: «Несмотря на все технические новации в медицине, всегда ценились именно личные качества врача. Это внимание к людям, благородство, выполнение своего профессионального и морального долга. На таких медицинских работниках, на их труде держится наше здравоохранение». Услышат ли в Минздраве, где как будто сознательно игнорируют человеческий фактор при реформировании отрасли?

В образовании Владимир Путин призвал тщательнее анализировать ход и результаты ЕГЭ, остановить свёртывание системы внешкольного дополнительного образования, ликвидировать переполненность школ, а также выделил 5 тысяч президентских грантов для талантливых детей.

Существенную часть Послания Путин уделил проблемам профобразования, заметив, что «мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах».

То же требование адресовано и рабочим кадрам. Президент заявил, что к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. А показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям.

Владимир Путин подчеркнул важность честной конкуренции, как решающего фактора повышения качества услуг социальной сферы. А потому здесь необходимо создать равные условия для бюджетного и негосударственного социального сектора, убрать лишние барьеры для частной и гражданской инициативы: «Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу – в государственной, муниципальной, частной организации. Его право – обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей».

В завершении Путин вновь вернулся к мобилизационному тезису этого Послания, воззвав к активной самореализации сограждан для задач государственного развития: «Каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечён в реализацию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалитетов. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, – это гарантия достижения успеха».

Оставить комментарий