Любопытное сказание есть в скандинавской мифологии о том, как викинги собрались отправиться в морской поход. Судно было уже готово сняться с якоря. В это время таял снег и к морю текли потоки пресной воды.
Вот херсир (вождь) дал команду. Викинги раскрыли над кораблем большой красный парус. Корабль спустился на воду. И встал. Судно словно натолкнулось на препятствие и остановилось. Сильные гребцы навалились на весла, пытаясь сдвинуть корабль с места. Но все попытки были напрасными.
Викинги подумали, что боги не хотят похода. Вождь отдал приказ возвращаться. На берег бросили канат, корабль подтянули к суше. Викинги покинули судно. У вождя собрался совет, на котором решили принести жертву богам.
Один из мореплавателей, старый и опытный, сказал, что поскольку боги не хотят сегодняшнего выхода, нужно подождать, когда изменится ветер, который принесет свежую воду в залив. А «мертвая» вода уйдет. Через некоторое время так и произошло. И викинги благополучно отправились в морской поход.
В. Мезенцев в книге «Энциклопедия чудес» рассказывает, что о «мертвой» воде, которая не дает кораблю устремиться вперед, писал еще Плиний Старший. Он предложил весьма своеобразное объяснение этому явлению: корабль останавливается оттого, что к днищу присасывается много моллюсков. В Средние века моряки тоже знали о подобном явлении и видели в нем происки дьявола.
В 1893 году норвежский исследователь Арктики Ф. Нансен отправился в путешествие к Северному полюсу. Летом он отплыл из Норвегии на судне «Фрам» к Новосибирским островам. Возле полуострова Таймыр корабль вдруг остановился, хотя машина работала на полную мощность.
Впоследствии в своей книге «Во мраке ночи и во льдах» Нансен писал об этом:
«…На то, чтобы пройти несколько морских миль, которые мы прошли бы на веслах в полчаса или даже менее, понадобилось более вахты (четыре часа), мы почти не двигались с места благодаря мертвой воде; судно точно увлекало за собой весь поверхностный слой воды. Мертвая вода образует как бы вал или даже волны больших или меньших размеров, которые, следуя за судном, пересекали под углом след его за кормой, иногда эти волны заходят далеко вперед, почти до середины корабля; мы поворачивали в разные стороны, кружили, делали все возможные повороты, но ничто не помогло. Как только останавливали машину, так словно что-то засасывало корабль назад».
В плену «мертвой» воды корабль был около пяти суток. Скорость корабля упала практически в пять раз. Но когда корабль достиг ледяной поверхности и взломал тонкий лед, он сделал «рывок вперед» и стал двигаться с обычной скоростью.
Нансен обратил внимание, что «мертвая вода появляется, кажется, только там, где поверх соленой морской воды находится слой пресной воды, и заключается, по-видимому, в том, что слой пресной воды увлекается и скользит по более тяжелой соленой воде, как по твердой подкладке».
Интересно, что разница между слоем пресной и соленой воды была столь велика, что моряки пили пресную воду с поверхности моря. А вода, которая поступала в трюмные краны, была очень соленой. Она даже была непригодна для питания парового котла.
После рассказа Нансена ученые занялись изучением «мертвой» воды. Они проводили специальные опыты и убедились, что этот феномен действительно зависит от появления на поверхности моря пресной или почти пресной воды. Если корабль движется с небольшой скоростью, то на границе пресной и соленой воды возникают подводные волны. Они достигают значительных размеров, и их энергия не дает кораблю идти.
Мощность судовых двигателей уходит на то, чтобы корабль только противостоял волнам, практически оставаясь на месте. Если корабль движется с очень большой скоростью, то волны ему не страшны. Естественно, что в далекие времена корабли ходили с незначительной скоростью. И попадали в плен к «мертвой» воде.