Крым бросил вызов «водочному лобби»

Для поддержки малых производителей вина и пива, не выдерживающих конкуренции с транснациональными корпорациями, регулирование алкогольного рынка в РФ разобьют на три части – вино, пиво и крепкий алкоголь. Соответствующая идея уже поддержана Минэкономразвития, а главным ее лоббистом выступает Крым. Прежде такие инициативы блокировались могущественным водочным лобби.

Идея ввести отдельные нормативы по регулированию крепкого алкоголя, вина и пива обсуждается уже больше 20 лет, но особенно активно – после 2009 года, когда было создано Росалкогольрегулирование (РАР). Вскоре после появления этого ведомства стартовала всероссийская кампания по перелицензированию предприятий алкогольной отрасли, направленная на очищение рынка от недобросовестных игроков. Однако проходила она по принципу «лес рубят – щепки летят»: в процессе пострадали и многие компании с достойной репутацией. В первую очередь это касалось виноделов – ряду предприятий пришлось приостанавливать производство, чтобы достичь соответствия ужесточившимся нормативам. Тогда виноделы криком кричали, что ФЗ-171 написан с точки зрения производителей крепкого алкоголя и не учитывает многие нюансы, характерные для других сегментов рынка.

«Знаменитые десертные и крепленые вина «Массандры» в соответствии с нормами законодательства РФ попали в сомнительно звучащую категорию «винных напитков»

С точки зрения самих виноделов, оптимальным вариантом решения проблемы было бы принятие отдельного закона, регулирующего их отрасль, по образцу многих стран – лидеров мирового рынка вина. Впервые такой закон с рабочим названием «О винограде и вине» был предложен еще в 1994 году, причем заказчиком выступило Министерство сельского хозяйства. Впоследствии главным лоббистом отечественного виноделия стал Краснодарский край, где отрасль за последние два десятилетия получила как минимум три импортозамещающих стимула – после девальваций рубля 1998, 2009 и 2014 годов. В середине прошлого десятилетия кубанские законодатели выдвинули на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота столового вина и столовых виноматериалов», но принять его не удалось, равно как и ряд последующих аналогичных инициатив.

Определенные преференции для виноделов наметились сразу после присоединения Крыма, поскольку местных производителей нужно было быстро интегрировать в российское правовое поле (на Украине процесс лицензирования винодельческих предприятий был проще, и службы, аналогичной РАР, там просто не было). В частности, было предложено перевести виноделие под контроль Минсельхоза РФ, фактически придав вину статус сельхозпродукции, установить преференции для производителей так называемых вин закрепленного географического указания, расширить полномочия саморегулируемых отраслевых организаций и облегчить процедуру лицензирования для небольших виноделен. В конце 2014 года была принята серия соответствующих поправок в базовый закон ФЗ-171, который многие виноделы между собой раньше называли исключительно «законом о водке».

Однако система маркировки вин закрепленного географического указания (ЗГУ), призванная отличить качественную продукцию из российского винограда от напитков из привозных виноматериалов, пока так и не заработала. Производители по-прежнему не обязаны указывать происхождение виноматериала на этикетке, следовательно, покупая вино с надписью «Сделано в России», потребитель не может быть полностью уверен в том, что поддерживает именно отечественного производителя.

С избранием нового состава Госдумы дискуссия о необходимости принятия отдельного закона о вине опять активизировалась, и теперь его главным лоббистом выступают власти Крыма. Уже через несколько дней после сентябрьских выборов глава республики Сергей Аксенов заявил, что проект закона о виноделии и виноградарстве входит в число первоочередных, планируемых к внесению крымскими депутатами. Заодно в руководстве Крыма вновь напомнили, что действующие нормы регулирования приравнивают вино к крепкому алкоголю.

На передовой этого процесса опять же оказался Крым. В виде исключения право на использование статуса ЗГУ было предоставлено двум крымским производителям («Коктебелю» и «Массандре»), и 22 ноября состоялся розлив первого российского вина с этикеткой ЗГУ – «Бастардо Массандра». После того, как Крым вошел в состав России, знаменитые десертные и крепленые вина этого производителя в соответствии с нормами законодательства РФ попали в сомнительно звучащую категорию «винных напитков», но теперь будут выпускаться с маркировкой «вино с защищенным географическим указанием «Крым». Ранее под видом крымских вин продавали, к примеру, продукцию, разлитую в городе Крымске (Краснодарский край).

Оставить комментарий