Вчера утром компания SpaceX в лице Элона Маска, ее основателя и руководителя, поделилась с общественностью некоторыми деталями произошедшего 10 января 2015 года крушения первой ступени ракеты-носителя Falcon 9R, которое произошло при попытке посадки ракеты на площадку специального плавучего космодрома, находившегося почти посреди Атлантического океана. На опубликованных снимках и видео четко видно, что ракета Falcon 9 все же справилась с выполнением своей задачи, добравшись и попав в посадочную площадку. Но посадка была выполнена на большой скорости и под критическим углом наклона, почти в 45 градусов, самой ракеты, что привело к крушению и последующему взрыву.
Напомним нашим читателям, что попытка посадки первой ступени ракеты Falcon 9 является первой подобной попыткой за всю историю космических полетов. После запуска ракеты-носителя Falcon 9, она доставила в космос грузовой космический корабль Dragon, который отправился в сторону Международной космической станции. Тем временем самая большая часть ракеты, ее первая ступень, совершила управляемый спуск к поверхности Земли, где она предприняла попытку произведения посадки на площадку, установленную поверх судна-робота.
Традиционно, первые ступени ракет-носителей падают в океан или на поверхность в пустынных районах Земли, полностью разрушаясь при этом. Но, если заиметь возможность безопасно садить эти части ракет на Землю с минимальными их повреждениями, то это позволит использовать повторно большую часть их конструкции и дорогостоящие двигатели, которые будут нуждаться в незначительном ремонте и профилактике. Это, в свою очередь, позволит сделать космические запуски намного дешевле и поставит компанию, владеющую подобной технологией, в более выгодное положение по сравнению с конкурентами.
Согласно результатам расследования, проведенного специалистами компании SpaceX, им уже достоверно известно, что именно послужило причиной катастрофы. Этой причиной послужил недостаточный запас гидравлической жидкости в системе управления гиперзвуковыми рулями-стабилизаторами, которые служат для снижения скорости спуска ракеты и для управления направлением ее полета. Все дело заключается в том, что компания SpaceX использует не замкнутую гидравлическую систему, а открытую, в которой отработавшая свое гидравлическая жидкость просто сбрасывается за борт. По всей видимости, системе управления во время спуска пришлось маневрировать достаточно сильно и запаса гидравлической жидкости хватило лишь на спуск, а к моменту посадки баки с жидкостью уже были пусты.
Согласно планам компании SpaceX, следующий запуск ракеты Falcon 9 с попыткой посадки будет произведен через две-три недели. И емкость баков с гидравлической жидкостью будет увеличена настолько, что ее запаса должно с гарантией хватить на посадку даже в самых сложных условиях.