Индусы решили не торопиться

По результатам переговоров в Кремле Владимир Путин и Нарендра Моди приняли совместное заявление о подготовке проектов договоров о производстве военной продукции по ряду направлений. Кроме того, без контрактов как таковых тоже не обошлось.

Едва ли не единственным документом в сфере ВТС, подписанным в ходе визита, стало соглашение о совместном производстве в Индии холдингом «Вертолеты России» 200 российских вертолетов Ка-226 по программе Make in India. Эта легкая многоцелевая машина оснащается французскими двигателями и может использоваться как в вооруженных силах Индии, так и в народном хозяйстве. Ее стоимость составляет примерно 5 млн долларов, а значит весь контракт можно оценить примерно в 1 млрд долларов. Правда сторонам еще только предстоит договориться о выборе площадки и разделении работ. Но уже сейчас ясно, что почти все высокотехнологичные операции при производстве этих вертолетов будет выполнять российская сторона, так как индийская авиационная промышленность еще просто не готова к тому, чтобы полностью освоить весь комплекс технологий по производству вертолетов.

Кстати, именно это обстоятельство стало камнем преткновения в развитии еще одной крупной совместной программы – создания истребителя пятого поколения FGFA. Этот самолет создается на базе отечественного истребителя пятого поколения Т-50, который уже несколько лет проходит летные испытания. Напомним, что НИР стоимостью почти 260 млн долларов по проекту FGFA, ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) выполнили еще почти два года назад. К настоящему времени полностью разработан эскизно-технический проект этого самолета и его облик. Более того, определены даже базовые технические характеристики нового истребителя. Судя по ним, FGFA должен летать быстрее и дальше своего американского конкурента — F-22. Так, если дальность полета у F-22 составляет 3,4 тыс. км, то у FGFA — около 5,5 тыс. Системы радиолокационного обнаружения позволяют российско-индийскому самолету засекать приближающиеся цели на дальности около 400 км, тогда как у американского она составляет 210 км. Но при этом работа над проектом FGFA последние годы шла ни шатко, ни валко. Так, объем опытно-конструкторских работ и их разделение между сторонами несколько раз были согласованы, но так и не утверждены.

Дело в том, что поначалу Индия хотела закупить 214 истребителей, но при этом выдвигала ряд условий. В частности, индийцы хотели получить как двухместные машины, так и одноместные (48 и 166 соответственно), что резко увеличивало стоимость проекта. Но самое важное то, что они жестко настаивали на паритетном технологическом участии в производстве самолетов HAL, которое эта корпорация просто не могла обеспечить.

Впрочем, определенные трудности возникли и у российской стороны. Так, в частности, Объединенная двигателестроительная корпорация пока так и не создала силовую установку для Т-50, которая обеспечила бы этому самолету сверхзвуковую скорость на крейсерском режиме полета. Сейчас эти самолеты проходят испытания с двигателями так называемого первого этапа, а полноценные моторы, способные обеспечивать крейсерский сверхзвук, наши истребители пятого поколения получат только через 3-4 года. Тогда Т-50 и станет полноценной боевой операционной системой, полностью отвечающей всем характеристикам самолета пятого поколения.

В итоге Индия сначала склонялась к тому, чтобы сократить заказ до 144 самолетов, а потом даже и вовсе отказаться от совместной разработки и просто купить у нас партию из 60–65 FGFA, когда они будут сделаны. Но, в конце концов, решено было, что наши страны возобновят этот проект в варианте, весьма близком к первоначальному. Так, сейчас планируется, что Индия все-таки будет участвовать в опытно-конструкторских работах по созданию FGFA и станет обладательницей всех критически важных технологий. Но при этом она снижает долю своего участия в ОКР, а соответственно и сумму затрат на них с 5,5 до 3,7 млрд долларов. Более того в эту сумму включат и плату за первые три истребителя пятого поколения, которые будут поставлены в Индию.

При этом в общей сложности индийцы сохраняют планы закупить порядка 150 одноместных машин FGFA. «Мы согласились на меньшую долю участия в работах ради прагматичного контракта, согласно которому первая партия самолетов будет импортирована полностью, а оставшаяся часть будет создана в Индии по программе передачи технологий», — заявил индийский чиновник. Это позволит индийцам получить первые машины уже в 2023 году. Учитывая, что цена одного FGFA — более 100 млн долларов, общая стоимость индийского самолетного контракта может превысить 15 млрд долларов. Вот только когда он будет подписан предугадать сейчас невозможно.

Гораздо больше ясности с приобретением Индией новых систем ПВО С-400 «Триумф». В преддверии визита Нарендры Моди в Москву, Комитет по закупкам правительства Индии одобрил выделение средств на приобретение этих систем. Правда точные цифры так и остались тайной. Известно, что Индия планировала закупить не менее пяти дивизионов С-400, став вторым иностранным заказчиком этих ЗРК после Китая. Общая стоимость сделки может составить порядка 2 млрд долларов. При этом контракт, как ожидается, будет подписан уже в следующем году. Если это произойдет, то первые С-400 Индия получит в 2018-2019 году.

Наконец, весьма актуальным вопросом для Индии остается аренда у России тактической атомной подводной лодки проекта «Ясень» и приобретение двух дизельных подлодок проекта 636. Суммарная стоимость этих контрактов оценивается примерно в 1,7 млрд долларов. Однако, выбором подлодок для нужд своего ВМФ индийские военные занимаются уже несколько лет. Низкий темп принятия решений индийской стороной является характерной чертой нашего военно-технического сотрудничества.

Оставить комментарий