Объединенные усилия группы, в состав которой входили специалисты по конструированию летательных аппаратов, разработчики систем на водородных топливных элементах и исследователи из некоторых университетов, привели к разработке и созданию первого в мире прототипа пассажирского летательного аппарата на топливных элементах. И буквально на днях этот летательный аппарат, который получил название HY4, совершил первый в своей истории испытательный полет, взлетев с полосы аэропорта в Штутгарте, Германия.
Самолет HY4, размах крыльев которого составляет 21.36 метра, создан по аэродинамической схеме с двумя фюзеляжами, между которых расположена гондола с двигателем. Такая конструкция позволила произвести оптимальное размещение все элементов силовой установки и обеспечивает самолету максимально возможную для него грузоподъемность. В каждом из фюзеляжей самолета HY4 располагается водородный бак, вмещающий 9 килограмм водорода. Это водород является топливом для низкотемпературных мембранных топливных элементов Proton Exchange Membrane, которые превращают заключенную в водороде химическую энергию в электрическую.
Водородные топливные элементы вырабатывают энергию в количестве, достаточном для осуществления только горизонтального полета. А во время взлета и набора высоты на выручку приходит литий-полимерная аккумуляторная батарея, емкостью 21 Квт*ч, которая «вливает» в двигатели накопленную ею дополнительную энергию.
Самолет HY4 способен пролететь максимальную дистанцию в 1500 километров на одной заправке водородным топливом, а его 80 кВт-ный двигатель способен разгонять самолет до максимальной скорости в 200 километров в час. При этом крейсерская скорость, скорость, при которой силовая установка самолета работает в максимально экономичном режиме, составляет 145 километров в час.
Во время первого испытательного полета самолет HY4 пробыл в воздухе порядка 15 минут, в течение которых он успел совершить один круг вокруг территории аэропорта в Штутгарте.
Следует отметить, что проект HY4 впервые был официально представлен в сентябре прошлого года на выставке World of Energy Solutions. В нем задействованы специалисты компании Pipistrel, которая занимается разработкой и созданием легкомоторных самолетов, компании Hydrogenics, которая занимается технологиями водородных топливных элементов, а научную и инженерную поддержку проекту оказывали исследователи из университета Ульма (University of Ulm) и Института технической термодинамики немецкого Космического центра (German Aerospace Center Institute of Engineering Thermodynamics).
Дальнейшая работа в рамках проекта HY4 будет направлена на увеличение эффективности энергетической системы самолета, а конечной целью проекта является создание относительно большого летательного аппарата на водородных топливных элементах, который будет способен перевозить 19 пассажиров за один раз. «Небольшой пассажирский самолет, такой, как HY4, может использоваться для перевозок в пределах региональных авиалиний. А электрическая природа этих «воздушных такси» обеспечит экологическую чистоту того, что можно считать одним из видов транспорта будущего» — рассказывает Джозеф Кальо (Josef Kallo), один из руководителей проекта.