Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский Репортер»
А против собственных граждан — еще и юридически безграмотно. Между тем попавший в санкционный список российских журналистов главред «Русского репортера» Виталий Лейбин является как раз гражданином Украины. Санкции на него и еще ряд известнейших руководителей и работников российских СМИ наложил своим указом от 27 мая Петр Порошенко. Эту ситуацию прокомментировал юрист Сергей Мирзоев. По сведениям из украинских источников, санкционные меры предполагающие запрет въезда на территорию Украины, вступают с силу сегодня.
Сам Виталий Лейбин прокомментировал список в день его появления так: «Отвратительно. Я значит пока не смогу приезжать в родную Украину, видеть коллег и друзей, делать журналистскую работу по обе стороны конфликта» Он сказал также, что для режима Порошенко «враждебной оказывается просто честная информация и просто журналистика».
КРАТКОЕ ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об Указе Президента Украины от 27 мая 2016№ 224/2016, утвердившего
Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2016
О некоторых персональных специальных ограничительных мерах (санкциях) в отношении
Гражданина Украины Лейбина Виталия Эдуардовича
Официально опубликован Указ Президента Украины от 27 мая 2016№ 224/2016, утвердивший Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) в котором приведен список персон (физических лиц), каждая из которых подвергнута «персональным» санкциям, т.е. ограничениям прав и свобод, предусмотренных Конституцией Украины, ее законодательством.
Текст Решения СНБОУ, в особенности его пункт 1 необходимо признать недопустимо неопределённым, предоставляющим широкие возможности должностным лицам для неправового усмотрения при его применении. В пункте 1 Решения СНБОУ говорится: «Применить на срок до 31 декабря 2017 персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) к физическим лицам согласно приложению», при этом не приведено обоснований международными договорами Украины, статьями Конституции, статьями законов Украины, которые определяют, что является «персональными специальными экономическим и другими ограничительными мерами (санкциями)» по отношению к конкретным персонам. Какие именно факты и события стали основанием применения санкций, в Решении не указано, что не допустимо для акта правоприменения. Немедленно последовавшие корректировки списка не изменяют юридического содержания Указа, Решения СНБОУ. Власти также не прозрачно и без обоснований уменьшили список, как составили его и облекли в подобие юридической формы.
Содержание санкций, несмотря на имеющийся в статье 4 Закона Украины «О санкциях» открытый перечень 25 видов санкций остается неопределённым, когда речь идет о персоне. В статье 1 Закона Украины «О санкциях» можно найти упоминание о том, что санкции могут быть применены в отношении «иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность». Санкции в отношении граждан Украины не предусмотрены законом и противоречат Конституции Украины. Основная «санкция» состоит в отказе во въезде в Украину.
Между тем, Статья 33 Конституции Украины предусматривает, что гражданин Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину и что гражданину гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.
Виталий Эдуардович Лейбин до настоящего времени является гражданином Украины, а в перечне лиц он ошибочно назван гражданином России.
В.Э. Лейбин не признан террористом ни в одной стране мира. Согласно информации, распространенной правовым порталом «ЛИГА», размещающем официальную правовую информацию Украинских правительственных органов, В.Э. Лейбин не входит ни в одну из групп лиц, которые должны быть подвергнуты санкциям и не является террористом.
Даже стиль глобального правового нигилизма, исповедуемый нынешними украинскими властями, не предоставляет никаких возможностей приписать статус террориста неугодному журналисту на основании усмотрения, даже на основании сообщений службы безопасности или на другом шатком основании. Необходимы опубликованные факты, получившие правовую оценку суда.
В том случае, если В. Лейбин подал заявление о приобретении гражданства России, украинское гражданство сохраняется за ним. Согласно положениям ст. 4 Конституции Украины в Украине действует лишь одно гражданство. Основания прекращения и получения гражданства определяются законом Украины «О гражданстве» от 18 января 2001 года. Часть 12 ст.18 закона «О гражданстве» выход из гражданства Украины допускает, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины. Законодательство Украины оставляет возможности для лица, приобретающего другое гражданство. На сегодня не имеется оснований говорить об отсутствии у В. Лейбина украинского гражданства, поскольку статья 25 Конституции Украины запрещает лишение гражданства, а он не подавал заявления о выходе из гражданства Украины.
Остается сделать вывод: власти Украины приняли поспешное, неправовое решение, которым грубо нарушили права гражданина Украины В. Лейбина. Указ Президента, Решение СНБОУ противоречат:
Европейской конвенции по правам человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950):
Статье 5 Право на свободу и личную неприкосновенность;
Статье 10 Свобода выражения мнения;
Статье 14 Запрещение дискриминации.
Конституции Украины:
Статьям 25, 33.
Анализируемые акты являются подобием нормативных актов, содержательно – это документы произвольного, противоправного характера, дискриминирующие В. Лейбина в связи с его профессиональной деятельностью журналиста. Они должны быть оспорены как в административном порядке (в порядке подчиненности), так и в судах Украины, при необходимости – в ЕСПЧ.
Сергей Мирзоев — адвокат, кандидат юридических наук