«Дырявый кувшин» зальют госденьгами

Фото ИТАР-ТАСС

Долги регионов возместят бесплатными займами из федерального бюджета. Вряд ли это поможет реанимировать их экономику, — считают эксперты

Премьер России Дмитрий Медведев подписал постановление об условиях замещения ранее взятых регионами банковских кредитов на выполнение майских указов президента фактически бесплатными займами из федерального бюджета.

Взамен Москва требует от субъектов начать снижать размер дефицита бюджета и долю рыночных долгов. Получатели первых 60 миллиардов рублей  бюджетных кредитов уже определены — это 20-ка регионов, у которых доля коммерческого долга превышает половину доходов.

Крупнейшие получатели, для которых зарезервировано от 5 до 8 миллиардов рублей — Тверская, Рязанская, Вологодская, Нижегородская и Астраханская области. Еще 60 миллиардов будут распределены по остальным нуждающимся регионам. При этом 14 субъектов РФ в программе замещения участвовать не будут. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Тюменская область, Чечня, Ингушетия, Камчатка, Чукотка.

Реклама

Напомним, ранее и чиновники, и эксперты неоднократно говорили, о катастрофическом, преддефолтном состояниирегиональных бюджетов. Снижение доходов и огромные долги тянут регионы на дно. В настоящее время долг региональных бюджетов составляет более трети от их доходов, а у 40% субъектов федерации долги превышают 50%, — отмечала еще весной директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич.

При этом она обращаа внимание на то, что в кризисе региональных бюджетов гораздо больше институциональных причин, чем экономических.

Например, снижение доходов, обусловленное действующим с 2013 года законом о налогообложении интегрированных бизнес-групп (холдингов). Крупный бизнес получил право интегрировать прибыль и убытки предприятий, размещенных в разных регионах. В результате в субъектах федерации, где находятся успешные предприятия крупных российских компаний, сократились поступления налога на прибыль, поскольку этот налог компания может уплачивать на другой территории.

Так, закон привел к тому, что в среднем на 13% упали поступления по налогу на прибыль. Почти треть регионов потеряли в доходах – и это без учета инфляции. В первую очередь пострадали регионы-доноры. Например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в 2013 году столкнулись с дефицитом бюджетов в 15-18%.

По итогам 2013 года доля налога на прибыль – одного из самых значимых для областей и краев – в структуре региональных доходов стала минимальной за последние шесть лет (21% против 28% в 2008 году).

Зубаревич предупреждала: выход не в госдатациях, а в развитии экономики и бизнеса и изменении межбюджетных отношений. Но пока регионы спасают госденьгами. «Для регионов, у которых долговые обязательства по отношению к собственным доходам превышают 100% это безусловно мало, но для большинства более чем достойное подспорье, для того чтобы сфокусироваться на социально значимых проектах без дополнительного процентного обременения. Хуже всего дела обстоят на Чукотке, где весь совокупный доход не способен покрыть даже половины накопленных обязательств. Таким регионам помочь может только ребалансирующий займ в 10 млрд рублей. Аналогичным образом дела обстоят в Мордовии, а также Ненецком AO. Думаю, большая часть из указанных 60 млрд. руб пойдут как раз на поддержку этих субъектов», — говорит руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.

Он обращает внимание на то, что помимо долгового замещения, средства выделяются и на конкретные целевые расходы, в частности на реализацию президентских указов и строительство новых социально-значимых объектов. «Пойдут ли деньги по назначению – это извечный вопрос. Узнать это можно только посредством детального мониторинга регионального бюджетного процесса, да и это будет возможно только через год. Куда более действенных результатов можно было бы добиться, создав серьезные прецеденты уголовной ответственности. Прежде всего, речь идет о региональных руководителях, которые должны осознавать, что федеральная поддержка такого формата должна развивать регионы, а не превращаться в возможность злоупотребления должностными полномочиями. В противном случае, от подобной инициативы правительства не будет никакого толка», — утверждает эксперт.

При этом сами региональные чиновники бюджетным деньгам не рады. По данным свердловского Минфина, для Свердловской области также зарезервированы средства. «Мы уже не раз говорили о том, что дырявый кувшин водой не наполнишь, нужна другая политика по расходованию средств, — говорит депутат-коммунист Нафик Фамиев. — Необходима эффективность в ведении бюджета, в том числе и доходной части. Я не думаю, что наш регион будет в числе первых, которому бросятся на помощь. Свердловская область была донором, и даже разговоры о том, что нам что-то будут давать, немного унизительны».

Напомним, идею замещения кредитов впервые озвучил президент Владимир Путин весной на совещании с полпредами. В июне Госдума приняла поправки к закону о бюджете-2014, которыми размер ассигнований регионам на эти цели был увеличен с 80 до 230 миллиардов рублей. Бюджетные кредиты будут выдаваться по символической ставке — 0,1 процента годовых — вместо прежней 1/4 ставки рефинансирования Банка России.

Оставить комментарий