«РЕЙТИНГ-2016»

Новый политический сезон открылся в сентябре переформатированием федерального поля публичной политики, за которым угадывается переориентация основных игроков на подготовку к кампании по выборам в Госдуму в 2016 году. По мере того как украинский кризис и связанная с ним антироссийская кампания на Западе утрачивают новизну и остроту для российского общества, избиратель и чуткие к его запросам политики все больше начинают жить внутренней повесткой дня. Законотворческая активность политиков, их общественные проекты чем дальше, тем больше будут определяться задачами долговременной подготовки к выборам в Госдуму, а не сиюминутного пиара.

Поменяется и отношение партий к региональным выборам. В нынешнем году некоторые силы еще могли позволить себе проявить беззубость и пассивность в регионах и смириться с неизбежными в этом случае поражениями. Как, к примеру, «Справедливая Россия», руководство которой после 14 сентября открыто призналось в сознательном отказе от агрессивной агитации на выборах, или «Гражданская платформа», в разгар цикла затеявшая смену лидеров и идеологии. Но избирательный цикл 2015 года станет для партий последней пробой сил перед кампанией в Госдуму, и такие «пропуски хода» уже вряд ли будут возможными, иначе партии быстро отстанут от «пелотона».

Гораздо больше внимания политических и деловых элит в регионах через год привлекут выборы глав субъектов РФ. Участие в них позволит досрочно начать агитационную кампанию в расчете на последующее прохождение в Госдуму по одномандатному округу. Ведь очевидно, что кандидат в губернаторы, проведший интенсивную кампанию и занявший второе или даже третье место, спустя год будет одним из фаворитов выборов в Госдуму в этом регионе.

Таким образом, многие эксперты уверены, что наметившаяся в сентябре тенденция к активизации политической жизни в центре и регионах закрепится надолго. Запуская цикл исследований «Рейтинг-2016», фонд ИСЭПИ предлагает читателям «Эксперта» вместе анализировать, как будет меняться федеральное и региональное поле публичной политики по мере приближения выборов в Госдуму. Каждый месяц специалисты фонда и приглашенные эксперты будут представлять сотню наиболее заметных и сравнительно новых для массового избирателя публичных политиков, которые смогут серьезно повлиять на ход будущей парламентской кампании либо лично, в качестве кандидата на выборах, либо в роли локомотива для своей партии. Наблюдение за ними поможет лучше понять и то, какие содержательные вопросы окажутся в центре повестки выборов в Госдуму, какие критерии публичной политической деятельности станут наиболее значимыми для избирателей, из каких резервов партии смогут черпать новые кадры в 2016 году.

Уже при составлении стартового выпуска «Рейтинга-2016» конкуренция за попадание в него оказалась весьма высокой. Наиболее масштабные за последние годы региональные выборы 14 сентября, связанные с ними кадровые перемещения в Совете Федерации и в Госдуме, яркое начало работы Общественной палаты РФ нового созыва, две насыщенные недели пленарных заседаний парламента — это ключевые события, которые предопределили пестрый и в чем-то неожиданный состав палитры политиков-2016 по итогам сентября.

 

«Думский полигон» для кандидатов-2016: лицом к избирателям

Убедительно победив на выборах 14 сентября и, казалось бы, имея право почивать на лаврах, «Единая Россия» тем не менее пошла по пути серьезных перестановок, в очередной раз выступив локомотивом изменений в политической системе. Замена Виктора Кидяева (№ 96 в рейтинге) в должности главы исполкома партии на молодого активиста Максима Руднева (№ 6), однозначный запрет совмещать ключевые должности в региональных отделениях с другой занятостью — это заявка на ревизию системы партийных проектов «Единой России», на обновление технологических подходов к выборам и информационной политике, а в конечном итоге и на омоложение линейки партийных кандидатов в регионах.

Проигравшие на выборах 14 сентября парламентские партии тоже всерьез озаботились перспективами сохранения своих позиций и шире задействуют думскую трибуну. Вопреки соблазну списать неудачи в регионах только на избирательное законодательство и такие малоинтересные для большинства избирателей темы, как дата единого дня голосования, муниципальный фильтр, досрочное голосование, парламентская оппозиция все же нарастила законотворческую активность и по социально значимой проблематике. Новый глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин (№ 4), коммунист Олег Смолин (№ 17), «эсеры» Михаил Емельянов (№ 57), Елена Мизулина (№ 40) и Олег Нилов (№ 51), яркие лица думской фракции ЛДПР Вадим Деньгин (№ 24) и Ярослав Нилов (№ 41) — все они обратили на себя внимание экспертов «Рейтинга-2016» именно законопроектами, рассчитанными на разные группы избирателей: аполитичных пользователей интернета, родительское и образовательное сообщество, сторонников курса на здоровый образ жизни и поддержку традиционной семьи, автовладельцев.

Интересная особенность первого выпуска рейтинга — скептическое отношение экспертов к попыткам кандидатов в политики-2016 разыгрывать внешнеполитическую карту. Депутаты и партийные лидеры, которые отметились исключительно публичными пикировками с Западом, в основном остались на периферии поля зрения экспертов. Напротив, не всегда публичная, но куда более социально значимая работа таких общественных лидеров, как Элла Памфилова (№ 13) и Елизавета Глинка (Доктор Лиза, № 15), по оказанию адресной помощи беженцам и пострадавшим в Донбассе, вывела их в верхнюю часть рейтинга. Экспертные оценки в данном случае, видимо, отражают общее состояние общественного мнения, которое относит геополитику и позиционирование России на мировой арене исключительно к сфере компетенции президента Владимира Путина и подчиняющихся ему напрямую силового и дипломатического блоков, не видя в этом вопросе самостоятельной ниши для иных публичных политиков.

Результаты выборов в регионах подтвердили эти наблюдения. По мнению экспертов и многих партийцев, агитация в поддержку «Новороссии», оказание гуманитарной помощи беженцам или жителям Донбасса и другие предвыборные действия в сфере внешней политики не принесли дополнительных голосов в копилку всех партий, кроме пропрезидентской «Единой России» и отчасти ЛДПР, прочно занимающей сегодня в партийном поле нишу главной национал-патриотической силы. Особенно наглядно это проявилось в Крыму и Севастополе, где все остальные партии попросту не преодолели проходной барьер.

 

Региональные выборы 2014 года: предпосылки смены лидеров в регионах

Важным фактором перезагрузки политического поля перед выборами в Госдуму стали выборы губернаторов. Они были сложными для независимых и оппозиционных кандидатов, так как проходили в условиях беспрецедентного роста рейтингов доверия к президенту России и, как следствие, к власти в целом. На руку «партии власти» оказались успешные кадровые решения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в сложных для «Единой России» регионах, в результате которых первыми лицами субъектов РФ стали не просто управленцы-технократы, но еще и яркие публичные политики: Александр Богомаз (№ 16), Андрей Бочаров (№ 21), Сергей Аксенов (№ 14), Алексей Чалый (№ 2). Хотя в ближайшие месяцы следует ожидать концентрации новых «губернаторов-политиков» на непубличной хозяйственной работе, эксперты ожидают, что полученный на выборах кредит доверия и опыт публичной политической борьбы позволит им стать локомотивами для партии и на выборах в Госдуму в 2016 году. Перспективы обновления имиджа «Единой России» к выборам в Госдуму в Москве связываются с перезагрузкой депутатского корпуса Мосгордумы и приходом в парламент нового спикера — Алексея Шапошникова (№ 8), которому, впрочем, еще только предстоит стать узнаваемым и влиятельным политиком в глазах широкой аудитории.

В лице Вадима Потомского (№ 19), популярного губернатора-политика из Орловской области, а с ним и шанс на обновление имиджа партии получила КПРФ. Весомую заявку на лидирующую роль в общефедеральной кампании КПРФ сделал и глава фракции в Мосгордуме Андрей Клычков (№ 3). Победой на выборах в Москве над многолетним префектом округа он затмил приход в публичную политику внука Геннадия Зюганова Леонида Зюганова (№ 27) и развенчал сразу два мифа, нередко культивируемых самими коммунистами: о невыгодности для КПРФ выборов по мажоритарной модели и о всесилье административного ресурса.

Для ряда опытных депутатов Госдумы от КПРФ выборы 14 сентября, наоборот, могут стать началом заката их публичной карьеры. Павел Мамаев (№ 90), Сергей Юрченко (№ 77), Николай Коломейцев (№ 71) потерпели чувствительное поражение в своих регионах, а публичная карьера Павла Дорохина (№ 99) после снятия с выборов из-за неуказанной погашенной судимости и вовсе оказалась под вопросом. Еще один депутат Госдумы, лидер орловских коммунистов Василий Иконников (№ 81), не пройдя внутрипартийный конкурс на право возглавить ключевой для Геннадия Зюганова регион, находится в ситуации нарастающего конфликта с новым губернатором-коммунистом, который ему необходимо урегулировать, чтобы сохранить шансы на победу в области по округу.

Ожидать появления интриги на выборах губернаторов в 2015 году можно еще и потому, что кампания 14 сентября показала: для политиков-тяжеловесов прошлых лет пропуск губернаторской кампании по тем или иным причинам либо «игра в поддавки» на выборах оказывается рискованной электоральной стратегией. Сразу несколько видных региональных политиков записывают прошедшие выборы себе в пассив. Наибольшие потери понесла «Справедливая Россия». Партия всегда отличалась от КПРФ и ЛДПР тем, что опиралась не на силу бренда, а на ярких лидеров в регионах. Соответственно, именно имидж кандидатов-«эсеров» больше всего потускнел от пассивной избирательной стратегии партии. Олег Шеин (№ 78), Олег Михеев (№ 88), Оксана Дмитриева (№ 93), Михаил Брячак (№ 83), в меньшей степени Валерий Гартунг (№ 61) — эти яркие политики или потерпели чувствительное для личного имиджа поражение, или упустили шанс напомнить о себе избирателям родного региона в преддверии думских выборов.

Пассивность политиков-тяжеловесов в ряде регионов открывает дорогу в федеральную политику новым игрокам. Эрнст Березкин (№ 10) в Якутии, который в отсутствие на выборах кандидата-«эсера» стал главным собирателем протестных голосов; депутат Госдумы от ЛДПР Дмитрий Савельев (№ 33) в Новосибирской области, где КПРФ пропустила выборы; поддерживаемый Анатолием Быковым лидер городской фракции «Патриотов России» Иван Серебряков (№ 52) в Красноярском крае, опередивший в самом Красноярске опытного коммуниста, — все это новые политики, для которых полученные в ходе губернаторской кампании голоса создают плацдарм для борьбы за округ или продвижения списка своей партии на выборах в Госдуму.

В связи с единым днем голосования 14 сентября в поле зрения экспертов «Рейтинга-2016» попали и многие лидеры малых партий. Однако из-за снижения активности малых партий на местах и их неспособности задать актуальную социально-политическую повестку дня большинство их лидеров не смогли нарастить политический капитал, оказавшись в «стабильной» зоне или «на спаде». Если их активность будет и дальше развиваться по нисходящей траектории, то попадание в сентябрьский выпуск «Рейтинга-2016» может остаться единичным успехом. А в отношении ряда лидеров малых партий после чувствительных персональных поражений на выборах 14 сентября и вовсе есть сомнения, что они готовы продолжать участвовать в публичной политике в личном качестве (Леонид Ярмольник — № 84, Михаил Вышегородцев — № 94, Максим Сурайкин — № 95, без убедительных объяснений пропустивший относительно неплохую для «Яблока» кампанию в Мосгордуму Сергей Митрохин — № 97).

 

«Общественный призыв» в поле федеральной политики

14 сентября, в единый день голосования, пожалуй, впервые широко сработал как кадровый резерв для федеральной политики механизм «сенаторских троек» — относительно новый механизм формирования Совета Федерации, когда вместе с губернатором процедуру выборов проходят три кандидата в сенаторы от исполнительной власти. Состав верхней палаты пополнился яркими муниципальными лидерами (Дмитрий Азаров — № 5, Надежда Болтенко — № 37) и новыми общественниками из регионов (Елена Попова — № 32, Владимир Круглый — № 54), ранее почти неизвестными на федеральном уровне. Несколько депутатов Госдумы ушли в верхнюю палату «на повышение» или в качестве поощрения за политическое сотрудничество с «Единой Россией» на выборах в регионах (Галина Карелова — № 23, депутат ЛДПР от Оренбургской области Елена Афанасьева, делегированная от губернатора-единоросса, — № 25). С учетом явной заинтересованности власти и руководства Совета Федерации в укреплении авторитета палаты и повышении ее связи с регионами, о чем говорят поправки в Конституцию о «президентских сенаторах» и массовый исход из палаты «столичных лоббистов» и «олигархов», кресло сенатора может стать для выходцев из регионов трамплином к публичной политической карьере. Наоборот, по всей видимости, навсегда покинул поле публичной политики экс-сенатор Михаил Маргелов (№ 91).

В сентябре развернул работу новый созыв Общественной палаты (ОП) РФ, который действует в тесной связке с ОНФ. Стремление секретаря ОП и одновременно куратора одного из ключевых проектов ОНФ «Честные закупки» превратить ее в полноценный субъект законотворческого процесса на стадии предварительной экспертизы проблем, «нулевых чтений» законопроектов и общественного контроля за реализацией уже принятых законов обусловило высокие места в «Рейтинге-2016» для самого Александра Бречалова (№ 1 — лидер сентябрьского рейтинга) и нового главы аппарата ОП Сергея Смирнова (№ 22). Главы некоторых профильных комиссий ОП уже встроились в интенсивный ритм работы, вплотную занявшись предметными социально значимыми проблемами в регионах: социальными рисками реформ в образовании (Любовь Духанина — № 29), здравоохранении (Эдуард Гаврилов — № 36), транспортной безопасностью (Дмитрий Чугунов — № 58).

Возрастающая роль представителей общественников в выработке конкретных предложений по социальной политике и контроле за деятельностью исполнительной власти подвигла экспертов обратить внимание на кадровые перестановки во многих крупных общественных объединениях. Вошедшие в «Рейтинг-2016» новые лидеры Всероссийского совета местного самоуправления (Дмитрий Азаров — № 5) и «Деловой России» (Алексей Репик — № 11, Борис Титов — № 50) авансом рассматриваются как потенциальные федеральные политики к моменту выборов в Госдуму.

В целом есть основания полагать, что в то время как многие депутаты Госдумы и партийные лидеры все сильнее тяготеют к популистским и не всегда содержательным действиям, именно «новые общественники» своей повседневной работой в общественных интересах будут задавать содержание предметной социально ориентированной политики для всех кандидатов в депутаты 2016 года. Показательна судьба одного из лидеров сентябрьского рейтинга, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова (№ 7), который после многих лет плодотворной работы в ОП РФ и в общественно-экспертной сфере успешно проявил себя на выборах в Мосгордуму уже как политический деятель.

Таблица:
Таблица 1. Рейтинг перспективности новых политиков к выборам 2016 года

Оставить комментарий