Зачем Украина назвала Россию агрессором

Странность же решения в том, что на какие-то реальные действия против обозначенного «агрессора» Рада и Петр Порошенко не идут. Ибо понимают, что их поле для маневра ограничено. Так, разрыв дипотношений с Москвой может повлечь за собой прекращение российских поставок электроэнергии. Да, в ответ Киев может снова отключить от электросети Крым, однако полуостров отключение переживет, а вот украинская власть — вряд ли. Военное положение вводить нельзя — в этом случае Украина останется без международных кредитов (таковы условия МВФ). Про объявление войны «агрессору» речи вообще быть не может — в этом случае масштабное вторжение России на Украину станет абсолютно легитимным, и более того будет иметь оборонительный характер. Поэтому все, на что Киев может реально пойти — это шаги наподобие приостановки аккредитации представителей ряда российских СМИ, «ведущих информационную войну против Украины» (данный законопроект тоже уже внесен в Раду).

Дивидендов на международной арене это заявление Украине тоже не принесет.

Во-первых, оно не интересно украинским партнерам на Западе. Да, первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий называет его в том числе и «ответом зарубежным нашим партнерам, которые очень часто к нам обращаются со словами: “Вы просите от нас, чтобы мы признали Россию страной-агрессором, а сами не признаете»». Однако зарубежные партнеры из ЕС ведут сейчас с Россией серьезный торг, и на кону куда более серьезные аргументы и ставки. Многое в этом торге будет зависеть от того, считает ли ЕС действия ополченцев в Донбассе пересечением Россией установленных «красных линий». Ситуация прояснится 29 января, после встречи министров иностранных дел стран-членов Евросоюза.

Во-вторых, решение Верховной Рады ставит украинские власти в крайне непростое положение с точки зрения переговорного процесса, особенно в минском формате. «Это, конечно, бездумное и безответственное заявление, которое, видимо, нацелено на то, чтобы блокировать дороги к поиску компромисса, который так необходим сейчас на Украине», — охарактеризовал его замминистра иностранных дел России Григорий Карасин. И его позиция вполне обоснована. Ведь если Рада называет страну агрессором, то эта страна вроде как не может выступать в качестве посредника в переговорном процессе. Она может быть только стороной конфликта — однако Москва приложила слишком много усилий для того, чтобы официально не являться таковой, и не будет принимать участие в подобных форматах. Более того, признание ДНР и ЛНР террористическими организациями делает принципиально невозможными переговоры с ними. В итоге сейчас Киев должен либо отказываться от любых переговоров с ДНР и ЛНР при посредничестве Москвы, либо признавать, что Украина — уникальная страна, которая ведет переговоры с террористами при посредничестве агрессора.

Таким образом, у решения Верховной Рады есть лишь одно объяснение — внутриполитическое. Украинский парламент и администрация президента просто обязаны как-то реагировать на происходящие в Донбассе события, ведь в условиях высокого уровня радикализации настроений на Украине бездействие могут приравнять к предательству. Действовать военным способом не очень получается — украинские войска несут огромные потери, и командование уже бросает в бой последние резервы. С мобилизацией тоже плохо. Так, в Полтавской области половина военнообязанных, получивших повестки, вообще не прибыла в военкоматы. Однако самое интересное, что такие же проблемы наблюдаются и на Западной Украине, жители которой, по большей части, поддерживали Майдан и АТО. В частности, в Ивано-Франковской области, как отмечают представители украинского Генштаба, «50-60% военнообязанных вообще не являются по повесткам, а 40% — выезжают за границу. В частности зафиксирован вывоз в экстренном порядке большого количества мужчин призывного возраста из сел Ивано-Франковской области в Россию».

Демонстрировать суверенитет над своей территорией тоже не получается — так, Москва уведомила украинскую сторону, что в ближайшее время отправит в Донбасс очередной гуманитарный конвой. «Российская сторона обязана подать и согласовать с украинской стороной, Международным комитетом Красного Креста, детальную спецификацию содержания груза с целью организации представителями комитета Красного Креста его доставки и распределения в соответствии с реальными нуждами мирного населения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в которых действуют террористические организации «ДНР» и «ЛНР»», — требует спикер украинского МИД Евгений Перебийнис. Однако его слова останутся без внимания — Россия пыталась согласовать с Украиной все детали первого конвоя, в результате чего он много дней просто стоял в поле, пока Кремль не принял волевого решения и отказался вести с Киевом бессмысленный разговор.

В этой ситуации украинским властям нужна была демонстрация, законодательное обозначение гражданского конфликта в качестве внешней агрессии. Это не только даст Киеву какой-то психологический мобилизационный эффект, но и, как выразился глава комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева, «шанс искусственно снять с себя всю ответственность за многочисленные жертвы, за преступления против гражданских лиц, подробно задокументированные многими инстанциями ДНР, ЛНР и России». И за которые в ближайшем будущем кому-то все равно придется отвечать.

 

Оставить комментарий