Пока не время выкладывать «армянскую карту»

Российское политико-академическое сообщество продолжает размышлять о том,  как ответить Турции за сбитый российский самолет. И, как обычно, самые радикальные предложения исходят от депутатов Госдумы, в частности от представителей системной оппозиции. Так, партия «Справедливая Россия» внесла на рассмотрение законопроект об уголовном наказании за публичное отрицание армянского Геноцида, совершенного Османской империей в период с 1915 по 1922 год. Если речь идет об обычном отрицании, то виновных предлагают либо штрафовать на сумму до 300 тысяч рублей, либо на размер заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работы на срок до 3  лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если же виновный отрицал геноцид, используя свое служебное положение или с средства массовой информации, то его нужно карать либо штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5  лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В пояснительной записке депутаты говорят, что закон нужно принимать исключительно по гуманитарным соображениям, поскольку «отрицание Геноцида армян оскверняет память погибших». И с этой точки зрения предложение Справедливой России действительно справедливо. Если мир осуждает Холокост, то он точно также должен осуждать и аналогичное преступление — Геноцид армян. Можно как угодно относиться к армяно-турецким отношениям, к различного рода требованиям Еревана к Анкаре, но нельзя не признавать сам факт того, что Османская Турция совершила самое страшное преступление в отношении человеческой цивилизации — геноцид целого народа. И если кто-то отрицает этот факт, то он по закону должен нести ответственность за свои слова. В том числе и материальную.

Однако если речь идет о политике, то тут всегда мораль уступает место цинизму и национальному интересу. И с этой точки зрения принятие этого закона не просто нецелесообразно, но и даже опасно. За его принятие могут выступать либо популисты, либо непрофессионалы, либо лоббисты, либо сторонники идеи о том, что Кремль должен ставить желания Армении (которая, естественно, поддержит принятие этого закона, как и любые другие антитурецкие шаги) выше российских интересов. Которым этот закон в данный момент не соответствует.

Во-первых, криминализация отрицания Геноцида может означать пересечение точки невозврата в российско-турецких отношениях. Вопреки мнению истерически настроенных депутатов и активистов, считающих себя политологами (которые предлагают чуть ли не обнулить Турцию ядерным оружием), в Кремле, судя по всему, пока не приняли решение об кардинальном изменении отношений и переводе их на конфронтационное русло. Все текущие ответки за самолет (бомбежки турецких конвоев в Сирии, прекращение туристического сообщения и, по некоторым слухам, возникновение препон на границе для турецких товаров) являются симметричными и адекватными брошенному России Анкорой вызову. Если будет принято решение об обнулении, тогда, возможно, и настанет время не только для ответных шагов, но и для вызовов, в числе которых будет и криминализация Геноцида, и помощь курдским бойцам за свободу (как политическая, так и военная). Но нужно понимать, что эти вызовы породят и турецкие ответы. Многие тут упоминают Турецкий поток, однако Россия его уже похоронила «Северным Потоком-2». Скорее нужно ждать ответов на Северном Кавказе, а также в Крыму.

Во-вторых, принятие закона резко обострит российско-азербайджанские отношения, причем в самый неподходящий момент. Выход недружественного Ирана из-под санкций и сложности в азербайджано-европейских отношениях заставляют Ильхама Алиева искать более тесных отношений с Россией, и ни для кого не секрет, что сейчас Москва и Баку ведут крайне сложные переговоры по условиям и формату этих отношений. Не исключено, что в рамках этих переговоров будет решен и карабахский вопрос. В случае успешного их завершения (хоть и  ставшего менее вероятным из-за обострения российско-турецких отношений) Москва не просто резко усилит свои позиции на Южном Кавказе, но и вытащит из него «карабахскую занозу», позволяющую внешним силам внести в нужное время инфекцию и резко обострить ситуацию в регионе. Принятие же закона о криминализации Геноцида не просто обнулит эти переговоры, но и приведет к серьезному осложнению российско-азербайджанских отношений и, как следствие, к обострению карабахского вопроса. Более того, этим обострением могут воспользоваться внешние силы. Не только Турция, но и страны, желающие отвлечь Москву от сирийского конфликта созданием максимального числа напряженностей на российской периферии.  Ну или как минимум стремящиеся лишить Россию статуса посредника в Карабахском вопросе (ведь посреднику, претендующий на нейтральность, не стоит принимать такого рода законы и тем самым тесно ассоциироваться с одной из сторон конфликта).

Учитывая все вышесказанное, и вопрос о криминализации отрицания Геноцида, и иные варианты розыгрыша «армянской карты» (денонсация Карского договора 1921 года) являются на сегодняшний день преждевременными и неактуальными. К счастью, ряд депутатов прекрасно это понимают. «Нужно реагировать на ситуации адекватно. На сегодняшний день актуальности нет», — заявил глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Более того, попытка досрочно вытащить эту «карту», провести по ней голосование и ожидаемо это голосование провалить станет серьезным ударом по российско-армянским отношениям, и без того переживающим непростой этап. Так что не исключено, что инициатива Справедливой России так и останется инициативой.

Оставить комментарий