Новые ставки Москвы в игре с Порошенко

В этих поправках ЛНР и ДНР хотят для себя фактически полунезависимого статуса.  Они предлагают фактически договорной статус отношений между ЛНР и ДНР с одной стороны и Киевом с другой, требуют обеспечить «финансовую самостоятельность» республик а также сохранить силы ополчения в виде «народной милиции», которой будут управлять местные власти.

Кроме того, изменения в конституцию закрепляли бы независимый статус Донбасса. «Высшие должностные лица, возглавляющие исполнительную власть, действующую на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей на дату принятия настоящих изменений в конституцию Украины, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения этих полномочий в порядке, установленном актами отдельных районов с особым статусом Донецкой и Луганской областей», — говорилось в поправках. То есть переводя на русский язык, лидеры ополченцев сохраняли бы власть на этой территории столько времени сколько бы считали нужным.

Однако самым интересным местом этих поправок было указание принадлежности Крыма Украине. Этот пункт вызвал крайне жесткую реакцию со стороны части российского общества и ряда политологов — вплоть за заявлений о том, что «Путин слил Донбасс, сливает и Крым». Однако ничего странного, скандального или предательского в этом пункте нет — чистая прагматика.

Лидеры ополченцев объясняют такой казус тем, что Крым — это не их дело. «В конституции Украины сегодня записано, что Крым входит состав Украины. ЛНР не считает возможным вмешиваться в этот процесс. Если завтра будет написано в конституции Гондураса или в конституции Великобритании, что Крым является составляющей частью этих стран, это не в коей мере ситуации не поменяет, Крым как был российским, так и останется», — заявил полпред ЛНР Владислав Дейнего. «Полуостров не является предметом обсуждения переговоров в Минске или пунктом изменений в конституцию Украины. В рамках Комплекса мер по выполнению минских договоренностей четко прописано, что конституционные изменения должны касаться Донецкой и Луганской народных республик», — вторит ему визави из ДНР Денис Пушилин.

Объяснение, мягко говоря, невразумительное, хотя с юридической точки зрения в нем есть смысл. Куда более понятным выглядит иная точка зрения. Непризнанные республики и Москва четко следуют пунктам Минских соглашений и предлагают Киеву поправки в Конституцию. Им нужен политический диалог в рамках Минска. Прежде всего, потому, что это снижает риск возобновления боевых действий и не дает Порошенко «интернационализировать» украинскую гражданскую войну. «Мы, к сожалению, имели уже горький опыт, когда затяжка политических решений приводила к новому витку боестолкновений, как это было в декабре и потом в январе месяце… И сейчас мы действительно находимся на грани, поэтому мы интенсифицируем данные процессы и предлагаем свое видение, свои варианты, которые мы готовы согласовать — это касается и выборов, касается и конституционной реформы», — заявил Денис Пушилин. Кроме того, в случае имплементации Минских соглашений Украина станет децентрализированным государством (чего и хочет Москва).

Именно поэтому в поправках и была прописана устраивающая Киев формулировка по Крыму. Ополченцам нужно было, чтобы эти поправки Украина не отклонила по формальным основаниям — что и произошло бы в случае отказа в украинском суверенитете над российским полуостровом.

Теперь же Киев оказался перед крайне непростым выбором. По идее в рамках выполнения Минских соглашений украинские власти должны были принять и рассмотреть эти поправки. Если они их отвергают и не ведут какой-то конструктивный диалог с ополченцами относительно их содержания (а судя по сигналам из Киева, именно так там и намерены поступить), то Украина срывает Минские соглашения. В этой ситуации ни о каком возвращении этих территорий в состав Украины речь не идет, а кроме того исчезает формальные причины для продолжения антироссийских санкций.

Однако для такой комбинации нужна не только «помощь» со стороны Верховной Рады (очевидно, что при нынешнем уровне радикализации украинский парламент отвергнет любые серьезные поправки со стороны ополченцев), но и еще два момента. Во-первых, конструктивное отношение со стороны ЕС. В Европе должны наконец отказаться от презумпции виновности Москвы и признать, что это Киев срывает процесс перемирия и примирения.  Пока что такого конструктива нет, однако обнадеживающим фактором является постепенный переход риторики от «Россия нарушает Минские соглашения» к «все стороны нарушают Минское соглашение».

Во-вторых, игре мешает крайне нестабильная внутриполитическая ситуация внутри республик. Ряд сил не понимают (или не хотят понимать) смысла игры и абсолютную определенность относительно негативного решения Верховной Рады по принятию этих поправок. Они крайне недовольны даже теоретической возможностью возврата ЛНР и ДНР под украинский суверенитет. Поэтому власти республик, опасающиеся бунта, и пытаются юлить, в результате чего противоречат сами себе. По словам Дениса Пушилина, ДНР и ЛНР не являются «самоубийцами» и не готовы «идти в политическое поле Украины»: «Для нас это было бы, конечно, сродни самоубийству… Никто не собирается идти в этом направлении. Но договорные отношения в рамках международных процессов, они возможны и не исключены». Понятно, что «международные процессы» — это не сосуществования в рамках одного государства.

В конце концов лидеры ополченцев приняли решение попросту убрать из их проекта поправок те, в которых упоминался статус Крыма и Севастополя «во избежание дальнейших спекуляций, поскольку украинская пропаганда пытается раздуть из ничтожных формальностей какое-то политическое событие». Однако в данном случае отзыв будет иметь еще больший негативный эффект, чем внесение таких поправок. Ополченцам лучше было бы промолчать и дать Верховной Раде привилегию самой отказаться от всего того, что предлагает ДНР и ЛНР.

 

Оставить комментарий