Недолет на юго-востоке

Украинским ястребам выщипывают крылья

Павел Иванов

Начавшиеся в апреле нынешнего года боевые действия на территории Донецкой и Луганской республик проходят при активном участии военно-воздушных сил Украины. Но до сих пор нет вразумительной информации, каких успехов добились киевские «соколы» и какие потери на самом деле понесли.

Получить полноценную картину происходящего в воздушном пространстве карательной операции, а тем более оценить эффективность работы украинской авиации очень сложно. Официальные киевские спикеры признают потери, только если уж совсем не отвертеться, и выдают абсолютно неправдоподобные объяснения. Яркий пример – уничтожение самолета-разведчика Ан-30, выполнявшего над Славянском видовую разведку позиций ополченцев. Но по заявлению Киева, был сбит транспортный Ан-26, перевозивший гуманитарный груз для жителей юго-востока.

Есть вопросы и по эффективности украинских бомбоштурмовых ударов (БШУ). Версию о том, что атакам с воздуха подвергаются в основном жилые дома с целью наказать мирное население за поддержку «сепаратистов», подтверждают своей боевой работой сами летчики. В частности, 2 июня они нанесли ничем не мотивированный ракетный удар по административному зданию в Луганске. Позже представитель карателей утверждал, что это ПЗРК ополченцев навелся на кондиционер.

Силы, средства, потери

Боевая работа авиации в ходе так называемой антитеррористической операции (АТО) характеризуется относительно редкими вылетами – чуть более 450 за четыре месяца. Сюда входят не только БШУ, но и полеты в интересах снабжения войск, для эвакуации раненых, поисково-спасательные и т. д. Для сравнения: во время конфликта с Грузией в августе 2008-го российская авиация совершала до 50 вылетов в сутки, а в пиковые моменты боевых действий в Чечне в 1999–2001 годах этот показатель превышал 100.

“ Атакам с воздуха подвергаются в основном жилые дома и объекты инфраструктуры. Это подтверждают сами украинские летчики ”

В середине апреля, когда карательная операция на юго-востоке только начиналась, первые 3–5 суток было до 18–20 вылетов в день, но к концу мая их число снизилось в три-четыре раза. Резкий всплеск произошел в начале июня. А потом полный штиль до начала июля, когда количество суточных вылетов стало расти и достигло максимальных цифр в середине месяца. В начале августа очередной спад. В первых числах месяца количество суточных вылетов редко превышало 10.

В середине апреля работали в основном Ми-24 и Ми-8 армейской авиации, сопровождавшие колонны войск, блокировавших Славянск (более 70 процентов суточных вылетов). Также вертолеты привлекались для проведения тактических десантов силами до взвода (в основном из состава спецподразделений СБУ, МВД, воздушно-десантной и аэромобильных бригад) с задачами уничтожения блокпостов ополчения.

Помимо вертолетов в воздух для прикрытия войск поднимались истребители Миг-29 и Су-27 с комплектом вооружения «воздух-воздух» (ракеты Р-73 и Р-27Т), штурмовики Су-25. Правда, после первого неудачного штурма Славянска число вылетов резко сократилось.

Самой эффективной операцией на первом этапе боевых действий стал вертолетный десант на площадку аэроклуба в Краматорске. 15 апреля четыре Ми-8 при поддержке пары Ми-24 высадили на объекте бойцов спецподразделений, взявших его под контроль.

Первая потеря украинской авиации также связана с этим городом. 25 апреля на аэродроме был уничтожен Ми-8. По одной из версий – противотанковой управляемой ракетой, пущенной с близлежащих домов ополченцами.

Во время первой попытки штурма Славянска в конце апреля планировалось войти в город с нескольких направлений. Намечалась высадка двух, по другим данным – трех вертолетных десантов силами до роты с усилением спецподразделениями СБУ, МВД и нацгвардии. Примечательно, что непосредственную огневую поддержку действий карателей осуществляли боевые Ми-24, а вот задачи для артиллерии (несколько минометных батарей) носили ограниченный характер.

Результатом начавшегося штурма стала потеря трех транспортно-боевых Ми-24 от огня переносных ЗРК (предположительно «Игла»). Столкнувшись со средствами ПВО ополчения, украинские военные летчики так и не смогли решить ни одной поставленной задачи.

В целом эффективность авиационной поддержки следует признать неудовлетворительной. Несмотря на утверждения киевских СМИ, пилоты показали низкий уровень профессиональной подготовки. В частности, достоянием общественности стали кадры неких маневров Ми-24 на низкой высоте почт

Оставить комментарий