Легенды говорят, загадочные женщины построили мегалиты в Португалии

Доисторические европейцы рассказывали легенды о могущественных,  таинственных женщинах — создателей европейских каменных гробниц названных дольменами и кромлехами. С одной стороны, как говорили, эти женщины даровали богатство и изобилие, некоторым людям преподносили фантастические подарки, учили их пивоварению и земледелию; Все, что они хотели взамен, получать немного молока. С другой стороны, они были описаны как злые змеи, которых охраняют быки, проклинающих людей и накапливающих золото из Солнца. Предполагалось, что они выглядели в виде красивых змей или быков-женщин, которые охраняли дольмены и могли говорить с мертвыми, прясть лучи Солнца, и даже сотворить мир.

Археолог Хенна Линдстром из университета в Хельсинки (Финляндия), в своей магистерской диссертации 2014 года пишет о народных сказках и легендах ушедших лет, что выросли вокруг предполагаемых сверхъестественных создателей и хранителей португальских дольменов. Захватывающая статья г-жи Линдстром детализирует истории из разных частей Европы о Моурах Энкантадас, как загадочных женщин называют в Португалии.

Радиоуглеродный анализ показал, что народы Европы начали строить мегалитические гробницы между 4800 и 3800 годами до нашей эры, что соответствует примерно началу нового каменного века или неолита. Сначала мегалиты были каменными столбами или единственными постоянными камнями; затем люди сделали кромлехи или каменные круги. Люди в Португалии были одними из первых, кто строил мегалиты, около 4800 лет до нашей эры. В одной только Иберии есть тысячи известных мегалитов.


Каса да Моура («дом Моура»), дольмен в Португалии

Что касается женщин, которые их строили, “фольклор дает понять, что эти женщины всесильны — они имеют вечную жизнь, молодость, красоту и богатство, мудрость и навыки, которые они передавали людям. Большая часть из этих навыков соединяет Моура с неолитической революцией — Mouras учили людей прядению, ткачеству, сыроделию, пивоварению и земледелию, а так же в качестве подарка дали людям овец, свиней и коров” — написала Линдстром.

Она сказала, что лингвистика соединяет португальских Моура со многими другими европейскими богинями, в том числе древнегреческими Мойрами или Богинями Судьбы, которые держали судьбу каждого в своих умах и кому даже Зевс должен был ответить.
«Лингвистика дает также намек о задачах этих Моура-Мари-Марион богинь, подключив их к темам смерти и духов, а фольклористика соединяет их с жизнью, изобилием, здоровьем и мудростью”, написала Линдстром.


Говорят, что вырезанные углубления в скале могилы в Форнос де Algodres, Португалии, является местом, где Mouras месили хлеб

Легенды с течением времени изменились. Более поздние сказания говорят о Моурах, как о мавританских женщинах, на которых были наложены их отцами вечные чары, чтобы те охраняли сокровища, спрятанные под землей или в дольменах. Женщины могут превращаться в змей и держать под стражей разъяренных Быков.
Другие истории говорят, что они живут во дворцах из золота и серебра и ждут дня своего освобождения, который наступит только тогда, когда мужчина поцелует Моура находящуюся в образе огромного змея. Или, человек должен подвергнуться тому, чтобы быть съеденным, и после испражнения Моура он примет человеческую форму снова.
“Эти попытки никогда не работали, и Моуры продолжали грустить и плакать так сильно, что их слезы родили некоторые реки и озера”, написала Линдстром.

Однако более ранние легенды не упоминают о мавританской связи и вместо этого говорят, что Моуры живут в подземном мире пещер или дольменов и ничего не хотят от людей кроме молока, к которому они пристрастились. Они могут обладать сокровищами и существовать в форме козы, быка или змеи, превращаясь в них по собственному желанию. Моуры могут испытать людей морально, и, если люди, по их мнению, достойны, то они получали награду. Но они же, как говорили, были суровы с жестокими людьми. «Нарушение обещания данного Моура также могло привести к смерти», пишет Линдстром.

В других легендах, которые Линдстром использовала для записи из португальских источников, записанных в конце 19-ого века, люди ищут Moura в полдень, в полночь или в разгаре лета, чтобы они помогли им с болезнями, бесплодием или с преследующей их неудачей в любви. Однако Moura могли потребовать от людей пройти нравственные испытания прежде, чем оказать им помощь. В этих историях Моура находятся в окружении кроликов, цыплят и поросят, которых они могли дать людям в качестве подарков.
Есть другая категория истории, где Mouras являются людям как знак приближающейся смерти или являются женщинам при трудных родах и могут даже решить исход этих родов — выживут ли мать и ребенок.
Mouras, как также говорили, жили в мире задолго до появления человека. Но когда появились люди, богини выступили как учителя культуры, обучая людей сельскому хозяйству и животноводству, навигации в море и кузнечному делу.

Примером строителя дольменов и Прядильщицей Судеб, на этот раз с Британских островов, была Каллех Бхира. Линдстром писала о ней:
«Как Моура, она была одновременно и молодой и старой. Она часто превращалась в корову или быка. Как Иштар из Вавилона и Holda из Германии, она восстанавливала свою юность, купаясь каждый сотый год в определенном озере. У Каллех было множество любовников, а в некоторых историях упоминается о ее рогатых сыновьях. Ей подвластна была погода — она вызывала снегопады, встряхивая свое одеяло наполненное пухом, поднимала бури и навлекала молнии, используя при этом свой молоток. Помимо погоды Каллех доминировала также и над временами года. Зима началась, и пейзаж побелел, когда она помыла свой серый капюшон в водовороте определенного фьорда, и она начала весну, бросив свой молоток под куст остролиста. Каллех была старше любого живого существа на Земле – она создала ландшафт, в котором жила и могла помнить то время, когда было все по-другому. Она также строила дольмены, и многие из них названы в ее честь. Она могла перемещаться в преисподнюю и дискутировать с мертвыми».


Мегалитические гробницы Loughcrew в графстве Мит расположены на вершине Slieve na Calliagh (что означает «Ведьмина гора», ссылаясь на Каллех) и включают в себя бордюрный камень, известного как «стул ведьмы»

Линдстром написала еще об одной категории легенды, в которой Mouras или Моура “пришла в эту область в начале времени и сформировала ее — холмы и долины, реки и дольмены, менгиры и красные картины на скалах, и еще родила детей, которые, возможно, стали предками сообщества, рассказывающих эту легенду. Что там было до этого? Женское божество, был также и сам пейзаж, в котором зародилось все живое и к которому они возвращаются в круговороте жизни? Возможно”.

Описывая сами дольмены, Линдстром сказала:
«Искусство и символы в португальских дольменах и их ориентация к восходящему Солнцу, как можно увидеть, рассказывают о своей вере в возрождение. Искусство само по себе может рассматриваться как созданное для того, чтобы направлять людей путешествовать между мирами живых и мертвых. Мегалитические гробницы были местами ритуальных захоронений, но очень вероятно, что это не было их единственной и возможно, даже главной функцией. Вполне возможно, что они были, как и храмы в христианские времена, центром духовной жизни, вокруг которых собиралось вместе сообщество праздновать важные даты и события, договариваться в вопросах, касающихся всей общины и укрепления их общности».


Церковь разрушила много дольменов, заявив о других священных местах, как этот в Павии, Португалия

Линдстром писала, что христианские епископы в более поздние годы запретили ежегодные торжества вокруг дольменов. Церковь также разрушила некоторые дольмены и объявила священными другие христианские места. Однако легенда о Моура противостояла течению времени.

 

Оставить комментарий