«Хочу использовать связи»

В сентябре 2014 года Анатолий Локоть объявил о создании общественного Совета, официальная цель которого — «учет мнений жителей и привлечение представителей городского сообщества к подготовке рекомендаций и выработке решений по вопросам жизнедеятельности Новосибирска». Как признался сам Локоть, в этом совете он собрал людей, которым доверяет и к мнению которых прислушивается. Всего 22 человека — молодежный мэр города, бывший глава администрации Новосибирской области, директор завода «Сиблитмаш», вице-президент СО РАН, худрук новосибирского драмтеатра и другие. «Эксперт-Сибирь» посетил пилотное заседание совета и посмотрел, какие проблемы заботят его членов и смогут ли они договориться между собой.

Круг избранных

Первое заседание общественного совета при мэре Новосибирска состоялось 28 октября. Первым делом градоначальник довел до собравшихся за большим круглым столом общественников свое видение нового органа и то, на каких принципах должна строиться совместная работа. По признанию Анатолия Локтя, первая цель собрания — привлечь к решению социальных проблем людей с опытом, с которыми в трудную минуту можно посоветоваться, провести мозговой штурм. Вторая — наладить надежную связь с общественностью.

— Проблема обратной связи власти с обществом существовала и существует, и это один из способов ее решить. Люди, которых я приглашаю, являются центрами общественного влияния, они способны передавать своей аудитории мысли, предложения, которые формируются в мэрии, и, наоборот, — в мэрию направлять предложения общества по тем или иным вопросам, — пояснил Локоть.

Как оказалось, 22 человека, из которых сейчас состоит общественный совет города, — это не предел. По признанию мэра, в совет еще может войти оппозиция, уважаемые люди, не согласные с деятельностью мэрии.

— Оппонируют правильно или неправильно — это другой разговор. Их (оппонентов. — Ред.) необходимо включить в совет, чтобы с их помощью более полно выражалось мнение общества, — рассказал мэр.

Впрочем, никаких властных полномочий и обязательств совет не имеет. Все, что требуется от его участников, — помогать мэру решать проблемы города на словах, но не на деле.

— Подчеркиваю — это совет! У принимаемых здесь документов нет полномочий как у нормативных актов. Надо, чтобы здесь принимались правильные решения, которые этими актами будут становиться, — недвусмысленно дал понять собравшимся глава города.

Иждивенцы из Украины

Несмотря на то, что главная тема первого заседания общественного совета обозначена как «Голос общественности в решениях власти — необходимый ресурс развития Новосибирска», в своем обращении мэр изменил ее на более насущную — о бюджете города.

— Сегодня вопрос номер один в плане — это бюджет. В том числе и финансовое положение города. Необходимо обсудить, как можно было бы поступать в ситуации существенных ограничений возможностей бюджета, в каком направлении искать источники его наполнения, — заключил мэр.

По его словам, возможности пополнить бюджет города надо искать «везде», в частности, запланирована встреча мэра с директорами заводов для того, чтобы они четче сформулировали городской власти перспективы, предложения и программы, на которые могут претендовать предприятия.

— Есть договоренность с Дмитрием Рогозиным (заместитель председателя правительства РФ. — Ред.) — хочу использовать связи, чтобы пролоббировать ряд программ, возможности Новосибирска. Вице-премьеру нельзя говорить: «Помогите». Нужно говорить конкретно, что мы можем, какой задел, технологии есть, — объяснил свой подход к диалогу с федеральной властью мэр-коммунист.

Еще около получаса Анатолий Локоть рассказывал о достижениях города, благо­устройстве, строительстве и том, как можно восполнить потери городского бюджета и с какими трудностями придется столкнуться — выплаты кредиторской задолженности, остановки развития.

— Но я считаю, что Новосибирск является наиболее привлекательным сегодня в Сибирском регионе для того, чтобы здесь учиться, работать и жить. Сюда приезжает очень много людей, появились вынужденные переселенцы из Украины. Сегодня в Новосибирской области около двух с половиной тысяч украинцев, а в городе их две тысячи. Почему это проблема? Потому что мы их содержим, кормим, поим, дали крышу над головой за счет своего бюджета. Пока не попросим компенсации — 800 руб­лей в день на каждого, этих денег у нас нет. То есть они живут в санаторном режиме. Продолжаться это бесконечно не может, нельзя всю жизнь быть на иждивении. Мы сразу дали им 90 дней с момента приезда на обустройство, а дальше пусть люмпенизируются, быстрее устраиваются на работу. Это дало результаты — 66 процентов из них уже работают. Но не все работают официально, так что это все еще проблема, — с грустной улыбкой посетовал градоначальник.

Не обошел мэр вниманием и проблему автомобильных пробок, спровоцированных повышенным интересом жителей к открытию нового Бугринского моста через Обь, и недостаточно четкой разметки. Локоть признался, что сам «чуть не уехал в частный сектор», когда пытался заехать на мост. И все же проблемой остаются не заторы, а новые автобусные маршруты, которые нужно проложить через Бугринский мост и которые должны соответствовать интересам горожан.

Закончил свою речь Локоть словами извинения за длинное вступление:

— Наболело просто. Посоветоваться надо с кем-то, а с кем? С вами только. Я хотел бы услышать ваш голос, потому что я вам доверяю и ваши предложения ценю.

Нам нужны светофоры и Аэросити

Заместитель председателя СО РАН, академик Николай Диканский признался, что не понимает, кто работает над озвученными Локтем проблемами — есть ли в городе организация, которая занимается логистикой и транспортом. По его мнению, надо работать в направлении повышения комфортности транспортной сети — связывать вокзалы, метро, аэропорты — чтобы людям было удобно передвигаться с сумками, и «бабушки не тащили бы свой чемодан до самого вокзала».

— Во всех крупных городах сейчас метро выходит к вокзалам. Сейчас же много информации в Интернете, можно ее анализировать, — дал направление чиновничьей мысли Диканский.

Важная проблема для академика — и недостаточное количество светофоров на Бердском шоссе, наличие которых сократило бы число аварий, стало бы проще выезжать из Академгородка. Другая недоработка муниципалитета — отсутствие указателей, где какая улица, что позволило бы гостям города не путаться и обходиться без навигаторов.

— У меня есть два предложения, считаю, что они могут быть полезны для нашего первого заседания, — перебивая начинающийся за круглым столом шум, заявил заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Владимир Карпов и неожиданно повернул диалог совершенно в другую строну:

— В Законодательном собрании пытались найти компромиссное решение по вопросу сокращения отчислений по НДФЛ, но пока такового нет. Если его и не будет, то мы потеряем четыре с половиной миллиарда руб­лей. Второе негативное последствие — в повестку дня пришел вопрос эскалации конфликта между властью области и местного самоуправления города. Интересное вообще будет развитие событий в замечательной Новосибирской области, когда начнут укреплять стабильность. Я бы хотел послушать, что вы можете предложить, — закончил Карпов под возгласы «правильно» и «молодец».

С подачи писателя Владимира Шамова у общественников возникла идея подать депутатам заксобрания предложение об отмене решения о снижении поступлений по НДФЛ, как это сделали депутаты Горсовета.

Члена же правления ТОС «Дружба» Нину Пороховскую интересовала судьба подвалов жилых домов, которые муниципалитет удерживает в собственности, деньги на их содержание выделяются из бюджета.

— А если мы сейчас будем платить за их капитальный ремонт?! Это не очень большие деньги, но миллионы руб­лей. Надо вообще затребовать информацию, сколько у нас таких подвалов, сколько мы тратим денег. Мало того — в жилых домах общежития остались, хотя часть квартир приватизированы. Надо отдавать их людям, пусть люди их содержат. Я сама готова поучаствовать в этой работе, — заявила Пороховская, добавив, что все члены совета обязательно должны обменяться телефонами, чтобы могли общаться между собой.

«Главное — не вступать в конфронтацию»

В зале усиливался шум, обсуждение становилось все более бурным и горячим. И тут возник новый вопрос: кто должен представлять интересы совета в Законодательном собрании и перед губернатором области. Поставил этот злободневный вопрос экс-глава администрации Новосибирской области, председатель Общественного Совета при ГУ МВД России по СФО Иван Индинок.

— Скажут, что мэр созвал себе подпевал. Я считаю, что надо понять, с какими трудностями сталкивается мэрия, и защищать самого градоначальника. Меня узнают на улицах, жалуются, зачем такого мэра избрали. Приходится объяснять, что у коммуниста денег нет, а требуют со всех сторон. Следующее наше собрание должно быть другим — вы расскажете нам о проблемах и спросите, какие из программ урезать, а мы должны посоветоваться и сказать. Я выйду на телевидение, другой выйдет на радио, и будем объяснять, почему мы это сделали, — предложил план действий Индинок.

— Вы сами-то готовы выступить на сессии заксобрания? — начали спрашивать бывшего чиновника со всех сторон.

— Готов! — подтвердил Индинок.

Но тут же начались споры о том, может ли вообще совет, как орган без полномочий, готовить обращения и принесет ли это какой-то результат.

— Давайте область и город найдет компромисс — мы сократим какие-то расходы, областные власти сократят свои — зачем нам 600 миллионов на имидж области? Давайте направим их в городской бюджет, — предложил кто-то.

— Владимир Яковлевич, а давайте вы выступите на сессии заксобрания от имени Совета, — тут же предложил Карпову один из коллег по совету.

— Но тогда возникает один момент — мы [с Владимиром Карповым] принадлежим к одной партии. Некий оттенок в этом есть. Я все время думаю, как бы нас не захлестнуло то, что Городецкий (губернатор Новосибирской области. — Ред.) из «Единой России», а мы из КПРФ, — не удержался Локоть.

— Инициатива наказуема — пусть Шамов тогда выступает, — перебивает градоначальника Нина Пороховская.

— Выступить на сессии сможет только депутат, поэтому выбор у нас небольшой. А на общественных слушаниях, которые состоятся через день–два после сессии, выступить будет проще. Давайте подводить итоги, — тут же призвал собравшихся Локоть.

В конце встречи каждый член совета получил положение о создании органа, в которое может внести поправки. Официально документ должен быть утвержден в начале декабря — в нем будут прописаны функции совета, состав и председатель, если его выберут.

— Самое важное — не вступать в конфронтацию с чиновниками областного правительства, — предостерег коллег мэр Новосибирска.

Станет ли общественный совет эффективным подспорьем новосибирскому мэру — пока не понятно. Будут ли принимаемые им решения трансформироваться в реальные нормативные акты, как обещал сам Локоть, или будущие встречи также превратятся в разговоры о наболевшем? Первое заседание общественников оставляет больше вопросов, чем ответов. Можно лишь говорить о желании власти решать проблемы горожан и готовности мэра-коммуниста прислушиваться к более опытным людям. Несомненно, это подкупает даже скептически настроенных жителей Новосибирска.

Оставить комментарий